17 июня. Ту-104

В этот день 17 июня 1955 года состоялся первый полет пассажирского реактивного самолета Ту-104.

Сверхбыстрый гражданский самолет Ту-104

В июне 1955 года состоялся первый полет реактивного авиалайнера Ту-104. Советские конструкторы создали не просто сверхбыстрый гражданский самолет, они показали всему миру, что в технологическом плане страна, если не превосходит, то уж точно не уступает Западу. Активные работы по созданию такого лайнера начались при Хрущеве. Его предшественник Сталин считал развитие гражданского авиастроения в разрушенной войной стране роскошью. Никита Сергеевич, между тем, не мог спокойно наблюдать за достижениями западных конструкторов. Хрущев хотел показать успех Западу на большой высоте и высокой скорости.

Ту-104

Разработка Ту-104

Точкой отсчета создания этого самолета стало постановление Совета Министров от 11 июня 1954 года. КБ Туполева получило задачу опередить Запад и выпустить первый в мире реактивный гражданский лайнер. Самолет должен был перевозить 50 пассажиров на расстояние до 3500 тысяч километров с максимальной скоростью 950 километров в час. С нуля разрабатывать конструкцию не было времени, ведь компании США, Британии и Франции были в шаге от создания таких самолетов. Поэтому за основу будущего лайнера был взят новый стратегический бомбардировщик Ту-16.

Ту-16 и Ту-104

Всего за 10 месяцев в КБ Туполева справились со сверхсложной задачей создания герметичного пассажирского салона. Весной 1955 года на свет появился опытный экземпляр Ту-104, а в июне состоялся первый полет.

Полет в Великобританию

Никита Сергеевич был в восторге от нового самолета и порывался именно на Ту-104 нанести визит в Великобританию. Но его отговорили. У машины было много «детских болезней» и генсека убедили не рисковать. На самолете отправили «рыбу помельче» – сотрудников дипмиссии. Надо сказать, визит в Лондон был самым лучшим поводом. Англичане на тот момент имели реактивный авиалайнер «Comet» («Комета»). Он был в единственном экземпляре. А Хрущев пригнал в Лондон сразу три Ту-104. Как писали английские журналисты, прибытие советского авиалайнера произвело эффект, сравнимый с приземлением НЛО. Западная пресса издевалась над черной формой советских пилотов, подозревала советских летчиков в том, что они перекрашивают номера на своем опытном самолете и выдают один и тот же борт за разные. Но 25 марта 1956 года в Лондон прибыли сразу три Ту-104. Никите Сергеевичу удалось утереть нос Западу. Прибывающий в эйфории генсек незамедлительно наградил главу КБ Туполева, ряд его заместителей и сотрудников премией.

Взлет Ту-104

Катастрофа Ту-104 в Вурнарском районе

17 октября 1958 года новенький Ту-104 совершал рейс по маршруту Пекин-Омск-Москва. На борту самолета находилась делегация китайских и северокорейских партработников. Из-за нелетной погоды в нескольких аэропортах борт принимать отказались. И вот курсируя от одного аэропорта к другому, авиалайнер попал в зону турбулентности, справиться с которой не удалось. Даже когда стало понятно, что самолет обречен, командир экипажа Гарольд Дмитриевич Кузнецов продолжал комментировать все происходящее, и приказал бортрадисту транслировать его слова на землю. Благодаря мужеству экипажа, конструкторам удалось выявить неполадки, из-за которых Ту-104 терпели крушения. Авиалайнер подвергся модернизации, правда безопасным он так и не стал.

Ту-104А компании Аэрофлот

Прекращение эксплуатации Ту-104

7 февраля 1981 года произошла очередная катастрофа с участием машины, в которой погиб весь командный состав Тихоокеанского флота. Полеты авиалайнера были прекращены.

По данным Всемирного фонда безопасности полетов, Ту-104 имеет худший показатель аварий. Согласно некоторой статистике, в катастрофах, связанных с ним, погибли более 1000 человек. Но в середине 1950-х о страшных последствиях спешки при создании самолета не думали. Нужен был триумф советского авиастроения, и он состоялся. Чем-то эта гонка напоминала первые годы полетов в космос. А жизнь гражданских реактивных самолетов оказалась незавидной. Причем всех моделей. Даже новое поколение авиалайнеров, Ту-144, «Конкорд» – окажутся слишком небезопасными.

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера