Можно ли шутить над другими людьми

Мир Вам, дорогие друзья!

– Можно  ли шутить над другими людьми?
На вопрос отвечает иеромонах Геннадий (Войтишко).


– Мне не очень близка ситуация, когда человек запрещает себе шутить. Но я понимаю, чего именно можно опасаться в связи со смехом. Мне не нравится смех как способ проявления превосходства на другим человеком. (Помните? – Евангелие от Луки: 14:11. «всякий возвышающий сам себя унижен будет»).

Но есть вот еще что. Одна девушка-регент рассказывала мне, как однажды во время службы, на Херувимской, с ней и другой девушкой, с которой они пели, что-то пошло не так, и они не могли остановить абсолютно ненормальный смех, чуть ли не катались по полу на клиросе. Насколько это эмоциональная, а не духовная реакция? Когда человек не может остановиться, разве это не одержимость? И такая реакция – это бесовское искушение. Я видел такие ситуации неоднократно.

Значит ли это, что смеяться не надо? Не думаю. Я – живой человек, и не представляю, зачем «гнобить» свою естественную эмоциональность. Я, например, – улыбчивый человек, в моей жизни много юмора. И мой руководитель  – митрополит Меркурий, председатель Синодального отдела, в котором я несу послушание – человек с тонким, потрясающим чувством юмора и я знаю немало церковных людей, умеющих тонко и по-доброму шутить.

Дедушка и бабушка

Конечно, у русских есть свое особое отношение к этой теме. Не надо забывать об определенной доле ригоризма в русском православии – ригоризме суровой северной правды. На севере, когда тебе пурга дует в лицо, не особо хочется улыбаться. И обратите внимание: чем южнее человек живет, тем он чаще улыбается. Греческие отцы, которых я видел лично, афонские старцы, о которых читал воспоминания – люди с хорошим чувством юмора. Не пересмешники, а обладатели деликатного, тонкого юмора, связанного с их отношением к человеку – предупредительным, бережным.

Афонские монахи

Шутка – это всегда выражение свободного творческого взгляда на окружающий мир. Кроме того, это – риск, особенно, когда шутят над человеком. Если «попадете» – будет смешно, если – нет, то обидите.

Тут есть два момента. Способность обижаться – признак духовной неустойчивости. Обида – это патологическое духовное состояние. У Христа была масса объективных поводов для обиды, но Он этого не делал, потому что Он – Полноценный Богочеловек. Вторая грань – когда мы позволяем себе шутку в отношении другого человека, он продолжает оставаться для нас ценностью?

Высшая степень отношения к человеку – благоговение, виденье его как образа Божьего Мне самому этого нередко не хватает, но для меня это – высший идеал. Да, иногда я позволяю себе шутить над другими людьми. Но я стараюсь учитывать то, что у разных людей разная степень «болевого порога». И то, что для меня, толстокожего – легкое поглаживание, для другого может оказаться ударом кувалдой.

Здесь нет универсальных шаблонов.

Люди смеются в деревне

И вот еще что. Святитель Игнатий Брянчанинов говорил, что у каждого слова, у каждой мысли, у каждой книги или музыкального произведения есть свой дух. Ведь то, что мы говорим или делаем, несет отпечаток нашего образа, нашего состояния духа. Если сердце мирное и полное любви, то и шутка будет доброй, а если ты полон злобной желчи, то что бы ты не говорил, будет пропитано отравой в прямом смысле этого слова. Чтобы не разбрасывать вокруг себя этот яд, каждый может предпринять определенные усилия и удалить его из своего сердца, из своего духа… Это важно, в конце концов, чтобы в нас по-настоящему смог раскрыться Образ Божий. И мы могли пребывать в полноте Богообщения, которое приводит человека к состоянию обожения.

Можно ли шутить над другими людьми?

Как не унывать и всегда радоваться?

Как распознать грех лицемерия?

На главную страницу сайта - Семья и Вера