В этот день 26 июня 1884 года вышел указ Александра III «Правила о церковно-приходских школах».
Реформирование церковно-приходской школы
Многократные покушения народовольцев на русского государя Александра II потребовали дать серьезный отпор терроризму. Причем правительство ясно понимало, что работы одних только сыщиков и жандармов тут мало. И вот через несколько дней после убийства Александра II состоялось заседание кабинета Министров. На нем обер-прокурор Священного Синода Константин Победоносцев обратил внимание собравшихся на проблемы церковно-приходских школ и на необходимость усилить преподавания духовенством в начальных школах.
«Мне желалось бы устроить дело так, чтобы приходская школа могла существовать сама по себе, независимо от Училищного Совета и земской опеки. Надлежит провести черту для отделения ее организации. Но главное – надлежит добыть средства для материальной ее поддержки, – заявил Победоносцев.
Правительство поддержало его инициативу, создав Комиссию для разрешения устройства по вопросу церковных школ.
«Дело не только важное, но прямо роковое; школа получает для народа совершенно новое значение, ибо ею хотят воспользоваться, как средством сдвинуть его с вековых уставов… оставить этот вопрос невозможно. У кого в руках школа, у того в руках народ», – подытожил сенатор и тайный советник Тертий Филиппов.
«Правила о церковно-приходских школах»
После получения статистики о действующих учебных заведениях и обсуждения животрепещущего вопроса о государственной финансовой поддержке церковных школ, на рассмотрение государю были представлены «Правила о церковно-приходских школах».
«Надеюсь, что приходское духовенство окажется достойным своего высокого призвания в этом важном деле», – написал Александр III в записке для обер-прокурора.
Основная задача церковно-приходских школ была сформулирована так: «Школы сии имеют целью утверждать в народе православное учение веры и нравственности христианской и сообщать первоначальные полезные знания».
Преподавателями в приходских школах становились священники, светских же учителей допускали к подопечным только под наблюдением и контролем со стороны церковных лиц. Обязанность содержания учебных заведений возлагалась «на местные средства прихода». Конечно, это создавало определенные сложности. Именно священник должен был теперь заботиться о том, чтобы где-то найти средства на школу, найти учителей (обычно это делалось на пожертвования его прихожан). Но все это не помешало почти что буму этих учреждений. Только в Тобольской губернии количество церковно-приходских школ с 1900 по 1912 годы увеличилось с 93 до 521.
Время обучения в этих учебных заведениях составляло от года до четырех лет. Ученики проходили Закон Божий, молитвы, Священную историю, историю Отечества, катехизис, церковное пение и азы арифметики и грамматики. Существовали классы по труду: ремесленные для мальчиков и рукодельные для девочек. По воскресеньям учащиеся в обязательном порядке присутствовали на Богослужении. На самом деле зафиксированы случаи, когда в таких школах преподавали даже и гимнастику, и даже обучали военному строю. Настолько разнообразный облик имели церковно-приходские школы.
Какие бы неловкости или проблемы ни были у церковно-приходских школ, все это искупалось их массовостью и доступностью. Скажем, в 1905 году от общего числа начальных школ, 46,5 % были именно церковно-приходскими. Так получилось, что в эпоху, когда государство не могло взять на себя заботу об обязательном начальном образовании, это дело, фактически, взвалили на себя приходы.