Наследственность согласно Священному Писанию и учению Святых Отцов

Здравствуйте, дорогие братия и сестры!

Неоднократно замечено многими родителями и не только, что физическое, душевное и духовное состояние детей сильно зависит от состояния их родителей. Почему так происходит? Чтобы ответить на этот актуальный для многих отцов и матерей вопрос, обратимся к Священному Писанию.

Закон духовной наследственности

Священное Писание есть источник Божественной воли и Божественных законов. Поэтому так важно обращаться именно к этим текстам, чтобы разобраться в вопросах духовной наследственности.

В Моисеевом законе после второй заповеди, запрещающий творить себе кумира, мы читаем следующее пояснее, которое дает Сам Господь: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих  Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх. 20, 5–6).

Отец Небесный

Что это значит? Это значит, что Господь действительно наказывает детей за грехи отцов. Но важно заметить, что наказывает Он не всех подряд – формально, механически в течение трех-четырех поколений, – а только тех из потомков грешников, кто сам не стремится жить по Его заповедям, не исправляется, не хочет знать Бога, то есть наказывает лишь «ненавидящих» Его. Все это свидетельствует о нашей личной ответственности перед Богом. Это значит, что личным покаянием каждый человек может очиститься от греховного груза предков и заслужить Божественную милость. Особое же благоволение Божие – к потомкам праведников, то есть людей, которые любили Бога, исполняли Его заповеди. Здесь милость Господня к их детям не знает границ – «до тысячи родов любящим Меня»,

Покаяние

О вине отцов, тяготеющей над детьми, и одновременно о личной ответственности каждого из нас за свои собственные грехи от лица Божия говорит и пророк Иезекииль:

«Зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: «Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина»? Живу Я! – говорит Господь Бог. Не будут впредь говорить пословицу эту в Израиле. Ибо вот, все души – Мои: как душа отца, так и душа сына – Мои; душа согрешающая, та умрет. Если кто праведен… он непременно будет жив» (18, 2–9). И «если у кого родился сын, который, видя все грехи отца своего, какие он делает, видит и не делает подобного им… то сей не умрет за беззаконие отца своего; он будет жив. А отец его… умрет за свое беззаконие» (Иез. 18, 14–18).

«Умрет» означает не только физическую смерть через болезни или бедствия, но прежде всего смерть духовную, ибо душа грешника умирает и наследует вечную смерть, если он не покается. Господь предупреждает об этом, ибо Он не желает смерти созданию Своих рук – человеку, пусть даже и грешнику, не исполняющему заповедей Творца, но хочет, «чтоб он обратился от путей своих и был жив».

Раскаяние

Господь и далее обещает через пророка, что «сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается» (Иез. 18, 18–23). То же говорится и в Книге пророка Иеремии: «…каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет» (Иер. 31, 30).

Однако при всем том, что Господь милостиво дарует нам возможность покаяться, то есть исправиться и встать на путь исполнения Его заповедей и тем избежать праведного воздаяния, – Он сохраняет неотвратимость этого наказания для всех нераскаянных грешников. Хотя наказание по долготерпению Божию может и не настигнуть человека сразу, чтобы он мог осознать свой грех и покаяться, но если покаяния не будет, Господь прямо говорит о его наказании: «Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего и не будешь стараться исполнять все заповеди Его… проклят ты будешь… проклят будет плод чрева твоего и плод земли твоей… Господь поразит тебя и потомство твое необычайными язвами, язвами великими и постоянными, и болезнями злыми и постоянными… доколе не будешь истреблен» (Втор. 28, 15-18, 59-61).

Молятся в храме

В Новом Завете принцип неотвратимости наказания за грехи сохраняется. Господь говорит об этом в притче о домоправителе (Лк. 12,42-48). Если человек, раб Божий, нарушал волю Божию, грешил, «то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными. Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который Не знал и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12,46–48).

Проповедь Христа

Об этом же говорят и святые отцы, например святой Марк Подвижник: «Когда увидишь человека грешащего, который никогда не каялся и никогда ничем не болел, знай, что его ждет немилосердный суд». Имеется в виду не только наказание в этой жизни, но и неотвратимость посмертного воздаяния за грехи.

Однако, рассуждая о том, насколько грехи отцов отражаются на их детях, мы должны отдавать себе отчет, что вторгаемся в область которая мало доступна нашему пониманию. «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои… Но, как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших», – говорит Господь через пророка Исаию (55, 8–9). Таким образом, есть и особые пути Промысла Божия, не всегда понятные нам, но всегда благие и направленные к нашему спасению. По словам псалмопевца Давида, «суды Господни – истина, все праведны» (Пс. 18, 10).

Открытое Евангелие

Ограниченный человеческий разум не в состоянии охватить взором всю величественную картину Божественного творения и промышления Божия о каждом из Своих созданий – промышления, которое разворачивается в вечности. Прикованные к пространству и времени этого мира, мы не можем понять того, что выходит за его рамки.

«Как возвышенны для меня помышления Твои, Боже, и как велико число их!» – восклицает в этой связи царь и пророк Давид (Пс. 138, 17). «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу» (1 Кор. 13, 12), – говорит апостол Павел о нашей духовной полуслепоте здесь, на земле, и о грядущем прозрении на Страшном Суде, когда раскроются тайны Божии, касающиеся и нас и наших детей.

Царь Давид

Это же относится и к нашим попыткам рассуждать, насколько «справедливы» или «несправедливы» Божественные законы, когда мы говорим о том, что за грехи родителей страдают невинные дети. Насколько высшая, Божественная справедливость превосходит всякие человеческие понятия о справедливости, свидетельствует факт крестной жертвы Сына Божия. По мнению преподобного Исаака Сирина, «нельзя называть Бога справедливым, поскольку за грехи мира Он не пощадил Своего Единородного Сына. Праведник невинно пострадал за неправедных»; «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками», – добавляет апостол Павел (Рим. 5, 8). Господь добровольно отдал Свою Жизнь не в качестве платы за собственные грехи, а во искупление грехов рода человеческого. «Вы куплены дорогою ценою», – напоминает всем христианам апостол Павел (1 Кор. 6, 20).

Распятие Христа

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

Должны ли дети расплачиваться за грехи родителей?

На главную страницу сайта - Семья и Вера