12 июля. Мариинский театр

В этот день 12 июля 1783 года в Петербурге открылся Большой театр, получивший впоследствии название Мариинского.

Петербургский Большой: история Мариинского театра

История Мариинского театра началась с указа императрицы Екатерины II о создании учреждения «для управления музыкой и зрелищами». В октябре того же 1783 года открылся Большой Каменный театр на площади, которая до сих пор известна как Театральная.

Большой (Каменный) театр в Санкт-Петербурге в 1790 году

В феврале 1818 года на его сцене прошла премьера балета «Зефир и Флора» Шарля Дидло на музыку Катарино Кавоса. Именно при Дидло зародилась мировая слава русского балета.

Частным посетителем театра был в то время Александр Пушкин. Герой его романа в стихах Евгений Онегин именно там «долго терпел балеты» «надоевшего» Дидло.

Шарль Луи Дидло

Новое здание театра

Кроме шумных успехов театр успел пережить множество пожаров. При Александре II решено было построить для него новое здание, которое расположилось на противоположной стороне Театральной площади. Обновленный театр и был назван по имени супруги императора Александра II Марии Александровны – Мариинский.

Многие произведения впервые исполнялись на этой сцене. В 1836 году была поставлена первая русская опера «Жизнь за царя» на музыку Михаила Глинки, открывшая классический период русской оперы.

Мариинский театр в Петербурге 19 век

В 1869 году хормейстером балетной труппы стал Мариус Петипа, который начал в Мариинском театре историю балета с совершенно новой хореографией. Под руководством Петипа впервые увидели свет балеты «Спящая красавица», «Баядерка», «Щелкунчик», «Лебединое озеро». Его новаторские идеи продолжил Михаил Фокин, поставивший в Мариинском театре «Шехерезаду» Римского-Корсакова, «Петрушку» и «Жар-птицу» Стравинского.

Возможно, это была золотая эпоха «Мариинки». Бородин, Даргомыжский, Мусоргский, Римский-Корсаков, Чайковский – самые большие русские композиторы мечтали слышать свою музыку в главном театре столицы.

Мариус Петипа

Почти 50 лет пост главного дирижера Мариинского театра занимал Эдуард Направник. Под его управлением состоялись премьеры практически всех создававшихся в то время русских опер. В 1869 году он стал главным дирижером театра и занимал этот пост до самой смерти. Его первые впечатления об оперном репертуаре были не совсем радужные:

«Хор поёт без соблюдений каких-либо оттенков, оркестр (в 70 человек) и хор (в 80 человек) по качеству весьма недурны, однако запущены и без всякой дисциплины. Репертуар самый ограниченный и почти без опер русских авторов».

Дирижер Эдуард Направник

При Направнике же взошла звезда Федора Шаляпина. До конца 1960-х годов в Головинском зале театра хранился кусочек пола с обведенной стопой Шаляпина. Свое название этот зал получил в честь Александра Головина, главного художника театра. Великий бас не любил позировать. Найдя для него идеальную точку, Головин, рисовавший портрет певца, обвел стопы Шаляпина краской, после чего каждый раз тот становился на закрепленное место.

В начале XX века спектакли театра считали за честь посетить почти все представители высшего общества Петербурга, в том числе члены императорской фамилии.

Мариинский театр

Во время Великой Отечественной войны театр эвакуировали в Пермь, где состоялись несколько премьер. Возвращение в северную столицу театр отметил символической постановкой одной из первых подлинно русских опер, «Иван Сусанин» Михаила Глинки.

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера