17 июля. Николай Миклухо-Маклай

В этот день 17 июля 1846 года родился Николай Миклухо-Маклай. Русский этнограф, антрополог, биолог и путешественник, изучавший коренное население Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании.

Герой-путешественник Николай Миклухо-Маклай

Однажды жители одной из папуасских деревушек впервые увидели белого человека. Они исполнили танец смерти. Стали тыкать в лицо пришельцу копьями, кричать, пускать стрелы над самой его головой. Но тот только зевнул, улегся, где был, и уснул. Вот тогда папуасы поняли, что перед ними не простой человек. Если он не боится умереть, значит, он бессмертен. Так «каарам тамо», то есть «человек с луны», сумел навсегда заработать невероятный авторитет среди жителей Новой Гвинеи. А звали его в обычной жизни Николай Миклухо-Маклай. Человек невероятного мужества, герой-путешественник, биолог, в день рождения которого этнографы до сих пор отмечают свой профессиональный праздник.

Николай Николаевич Миклухо-Маклай

Первые путешествия Миклухо-Маклая

Миклухо-Маклай начал свои скитания еще в студенчестве. Поочередно учась в трех немецких университетах, он познакомился с известным натуралистом Эрнстом Геккелем и стал его ассистентом. Со своим шефом он отправился в путешествие по Северной Африке, пешком через Марокко. Поскольку он там был неофициально, Миклухо-Маклай превратился мусульманином. Если бы его раскрыли, он бы наверняка оказался или убит, или продан в рабство.

Экспедиция на Новую Гвинею

В 1870 году на корвете «Витязь» Миклухо-Маклай отплыл к берегам Новой Гвинеи, второго по величине и, пожалуй, самого неизученного тогда острова. Там он умудрился подружиться с людоедами. Самые хищные из них доверяли ему замерить их рост и величину черепов. Он изучал их язык и быт, открыл десятки племен, попутно описал множество новых растений. Он раскрыл тайну происхождения негритосов – маленьких людей не больше 1,5 метров высотой. Он находил общий язык с теми, кто украшал пироги скальпами, а себя костями предков. Миклухо-Маклай не был банальным искателем приключений, колонистом в пробковом шлеме. И какой бы аферист сунулся к племени людоедов без револьвера и в одиночку? И какой жулик стал бы годами жить в таких условиях, хороня в джунглях здоровье? Им двигало, прежде всего, человеколюбие. Он мечтал рассказать миру о папуасах, он мечтал доказать, что они такие же люди, как и все другие. И он решительно защищал остров от колонизации.

Миклухо-Маклай

В какой-то момент вся Европа вынуждена была считаться с ним. На всех картах даже появилась географическая точка «Берег Маклая». И русский ученый оказался втянут в большую политику. Когда он услышал о возможном захвате острова немцами, он написал канцлеру Бисмарку эмоциональную телеграмму:

«Туземцы берега Маклая отвергают германскую аннексию».

Когда же Николай Николаевич был в Петербурге, он несколько раз предлагал государю Александру III самому решиться на протекторат Новой Гвинеи. Но и вместе с тем, призывая к защите прав местных жителей. Тогда же он обратился с газетным воззванием ко всей России – ехать в Новую Гвинею, строить совершенно новый тип колонии.

Николай Миклухо-Маклай

«Помимо земледелия и богатой рыбной ловли, одна получасовая охота дает достаточное на сутки пропитание. Во всяком случае найдется применение и свободному капиталу, и ремеслу, и простой рабочей силе, была бы лишь охота работать и вести порядочную жизнь».

Около двух тысяч человек изъявили желание ехать за новой жизнью. Но правительство на этот проект наложило запрет. Слишком уж идея казалась романтичной и опасной… Если бы Россия оказалась втянута в дела в этой части мира, это могло сильно осложнить международное положение.

Русский этнограф Николай Миклухо-Маклай

Последний удар по плану Миклухо-Маклая нанес немецкий ученый Финш, который был в дружеских с ним отношениях. Когда-то русский этнограф даже учил его папуасским языкам. Финш заявился на остров с отрядом солдат, назвался братом Маклая и просто привел племена в подчинение. Именем Маклая. Позже эту часть острова поделят между собой Германия и Британия. Сам же Николай Миклухо-Маклай стал быстро угасать. Последствия тяжелых тропических болезней убили его, когда ему было чуть более 40 лет.

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера