В этот день 3 августа 1804 года родился выдающийся русский инженер Павел Петрович Мельников. Один из создателей русских железных дорог.
Выдающийся русский инженер Павел Петрович Мельников
На площади «Трех вокзалов» в Москве нагруженные багажом пассажиры спешат к своим поездам, не замечая памятника человеку в генеральском мундире с пышными усами и внушительной осанкой. О том, что это памятник первому министру путей сообщения Павлу Мельникову, знают немногие, в основном железнодорожники. Мельников был скромным человеком, который, несмотря на свои заслуги, всячески избегал чествований. Не писал мемуаров, не откровенничал с коллегами, а от торжеств в честь своего 60-летия отказался.
«Не надо хвалить меня за то, что сделано усилиями всей страны».
Образование и начало карьеры Павла Петровича
Родился Павел Петрович в 1804 году. Он успешно сдал экзамены в школу при Институте Корпуса инженеров путей сообщения. Этот институт незадолго перед тем основал Августин де Бетанкур, испанец-эмигрант, талантливый механик.
«Инженер должен уметь строить абсолютно все», – повторял он, внушая этот принцип студентам.
Стажировался Мельников за границей и совершенствовал свои знания в России в течение 10 лет. Многочисленные заметки он объединил в книге «О железных дорогах» от 1835 года. Мельников утверждал, что без таких дорог современная страна не может считаться цивилизованной. Этот труд, вышедший немалым для тех лет тиражом в 600 экземпляров, прочитали многие, в том числе государь Николай I, всегда любивший технические новинки. Так к императору пришло решение о начале грандиозного строительства. Выступивший экспертом Франц фон Герстнер, приглашенный императором, написал в своем отчете:
«Нет такой страны в мире, где железные дороги были бы более выгодны и даже необходимы, чем в России…»
Строительство железных дорог в Российской империи
Дорога Москва-Санкт-Петербург стала главной целью Мельникова, который засыпал руководство записками и планами. Наконец в феврале 1842 года император издал указ:
«… Мы положили возвести железную дорогу от Санкт-Петербурга до Москвы и, по примеру других держав, возвести оную за счет казны, дабы удержать постоянно в руках правительства…»
Указом царя Мельников, произведенный в генерал-майоры, был назначен первым начальником дороги. Но многолетнее напряжение дало о себе знать, ведь во время строительства Мельников сам водил служебный паровоз, как машинист, порой проводя в кабине по 20 часов.
Три года спустя ведомство преобразовали в министерство. Мельников стал первым министром путей сообщения Российской империи. На этом посту он пробыл всего четыре года, но за это время протяженность железных дорог в России увеличилась вдвое. Его усилиями было завершено строительство дорог к западной границе, Петербург-Варшава, и к Волге, Москва-Нижний Новгород. Мельников планировал вести стальные пути дальше – к Уралу, на Кавказ, в Среднюю Азию. Но не успел увидеть осуществление этих планов.
В 1873 году Мельников окончательно отошел от дел и переехал в Любань под Петербургом, где в годы строительства Николаевской дороги находилась его штаб-квартира. Он приобрел там дом, неподалеку от железной дороги, чтобы слышать перестук колес и паровозные гудки.
А все свои средства Мельников потратил на благотворительность и благоустройство Любани. Его стараниями был выстроен храм святых апостолов Петра и Павла, в память о строителях главной российской магистрали. А еще – открыта школа для детей железнодорожников, богадельня и приют для сирот. Последние годы он прожил в этом городе, окруженный всеобщим уважением.
Павел Мельников умер в 1880 году, а его останки упокоили в любанском привокзальном парке. Уже в 2003 году в Москве на площади «Трех вокзалов» был установлен ему памятник, скульптора Салавата Щербакова. Пятиметровая фигура человека, который привел Россию в век «Железа и пара».