В этот день 5 августа 1699 года на рейде Таганрога прошел первый смотр-парад российского флота.
Великое посольство Петра I
Много чудесных, дивных вещей увидел царь Петр, когда с Великим посольством приехал в Европу. Всего и не перечесть, что заинтересовало его, что он купил, внимательно изучил, но главной целью был все же флот. Для того, чтобы исследовать «архитектуру кораблей» (так тогда говорили), он даже нарушил планы и специально заглянул на несколько месяцев в Англию. Та уже славилась, как первая морская держава. И вот тут весной 1698 года Петр наблюдал совершенно непривычное для себя торжественное зрелище. На рейде в Спитхеде на его глазах проходил смотр-парад с учебным боем большой британской эскадры. Английский биограф Петра Роберт Масси так изобразил эти часы:
«И все равно Петр ликовал, глядя сквозь дым, как корабли перестраиваются и дружно разворачиваются, чтобы атаковать друг друга. Он старался рассмотреть и записать все: как матросы ловко ставят паруса, какие команды отдают рулевым, сколько на кораблях пушек, какого они калибра и как из них стреляют, как сигналят с флагмана судам на линии. Это был важный день для молодого человека, который всего десять лет назад впервые увидел парусную лодку».
Первый русский регулярный флот
Пройдет чуть больше года и русский царь-плотник, царь-корабел попробует сам повторить нечто подобное на другом конце Европы в теплых водах Азовского моря. Вот уже несколько лет все помыслы государя были направлены на строительство флота. Причем первый русский регулярный флот появился не на Балтике, не на севере, а на мелком Азовском море. Здесь еще шла война с Турцией за земли в устье Дона и за возможность выхода хотя бы в акваторию Черного моря. Главным орудием этой борьбы должен был стать флот. Именно для его судов в Воронеже на Дону появилась Адмиралтейство, верфь. А «кумпанства», своеобразные гражданские объединения, к 1699 году построили несколько десятков кораблей. Правда, часто весьма плохоньких, из сырого леса. И весной адмирал Головин уже провел первый смотр сил, чтобы отобрать экземпляры, наиболее пригодные к службе. В то же время Петр уде в Воронеже лично провел экзамен у первого набора морских офицеров. Итоги тоже пока были неутешительные. Из отчета:
«… из числа 72 дворян, посланных для обучения в Италию и Германию, только четверо выдержали экзамен…»
Остальным 68 предлагалось снова вернуться в Европу для продолжения обучения, только за свой счет.
Первый смотр-парад российского флота
Все лето 1699 года азовские корабли и их экипажи готовились выйти в свой первый поход. Наконец царь Петр дал начало первому смотр-параду, совсем как год назад в Англии. Это было не просто зрелище ради зрелища. Парад для парусного флота – мероприятие важнейшее. В ту эпоху все корабли должны были строго держаться строя для выживания в регулярном сражении. Где этому учиться, как не на параде?
Первый поход Азовского флота
А потом, спустя несколько дней Азовский флот пошел в долгожданный первый поход к берегу Крыма и Керчи, крепости пока еще враждебных турок. И демонстрация явно удалась. Неприятель совершенно не ожидал увидеть у своих портов настоящий грозный строй кораблей. И Петр не без гордости писал о турках, «которые приняли нас зело ласковы, но с великою частию боязни».
Российский царь договорился с турками в Керчи, что те добровольно пропустят к Стамбулу один русский военный корабль «Крепость», на котором кроме сорока пушек будет посол по фамилии Украинцев. И этот корабль уже на рейде в Стамбуле произведет на всех вполне должное впечатление. А Украинцев подпишет с султаном долгожданный мир.
С тех самых пор Петр Великий заведет традицию морских парадов. Некоторые из них, как после первой настоящей морской победы при Гангуте, и вовсе будут похожи на «шоу». Традиция морских парадов осталась неизменной и в эпоху пароходов, и в эпоху атомоходов.