Наши учителя природа, совесть и родители

Здравствуйте, дорогие друзья!

Христианские истины вокруг нас. Природа, совесть, родители воспитывают человека в христианском духе задолго до того, как сам человек обретет Христа в своем сердце.
Для душеполезного чтения предлагаем Вам рассуждения протоиерея Андрея Ткачева на эту интересную тему.

Наши учителя: природа, совесть и родители

Святитель Иоанн Златоуст учит, что мы должны быть внимательны. Перед нашими глазами всегда раскрытая книга природы. Звездное небо, земля по весне, рождающая траву, напоминающая нам о слове Божьем «да произрастит земля траву…» Вся тонкость этих вещей вокруг нас – от почки клейкой, до больших китов и рыб и зверей в зоопарке. Это все – книга мудрости. Наблюдая за миром, мы учимся познавать Творца в первую очередь.

Мужчина в поле смотрит на птиц

Картина, написанная человеческой рукой, подписью говорит о художнике. Смотреть на закат, на восход, слушать щебет птиц, слушать шум водопада и при этом не говорить «слава Тебе Господи» – нельзя. Это безбожно, нечестиво и по меньшей мере неумно. Потому что картина говорит о художнике, который писал. Кто создал – Господь. Слава Тебе Господи! Это нормально, это прямое указание на славословие Божье.

Заметим, что Господь прославил несколько профессий, которые напрямую связаны с природой. Это рыбаки и пастухи. Многие рыбаки были апостолами. А пастухи знали многое из того, что не знали книжники. Давид был пастух, Авель был пастух и пастухами были те, кто слышал ангельскую песнь: «Слава в Вышних Богу, и на земли мир в людях благоволение».

Пастух

Господь показывает нам, что простые занятия могут вести нас к Господу благодаря простоте своей. Благодаря тому, что человек, занимающийся таким трудом, находится на природе, он среди Божиих вещей. Вот чеканщики по металлу, или гончары, или сапожники, – они тоже молодцы. Они руками зарабатывают хлеб, но они не на природе, они в мастерской, в четырех стенах. А пастух или рыбак – он на море, или в горах, или в полях. Он открыт Богу больше, и эти люди знают Бога больше. И это мы узнаем из Евангелия.

Рыбаки в море

Слишком много говориться пастухам и рыбакам.

И так, природа – это один из учителей наших кроме Евангелия. Нам можно и нужно выходить на природу с книжкой в руках, с Евангелием, с Псалтирью. Ходить среди деревьев, среди кустов роз, любых растений. Вдыхать их аромат и Бога хвалить. Это очень важно, особенно городскому жителю.

Женщина с книгой на природе

Совесть

После природы нам нужна совесть. Замечено много раз, что совесть отсутствует в Библии, в Ветхом Завете. У евреев не было такого понятия. Слово совесть придумали язычники философы, стоики греки. Они думали: кто же мне подсказывает что нужно так, а так не делать. Кто же мною командует кроме меня? Почему, если я украл, то мне стыдно. А если я отдал свое, то мне хорошо? Кто утешает меня, кто мучает меня? Кто мучает мою душу? И они родили такое понятие как совесть.

Раскаяние

И совесть в Евангелии, и уже есть в посланиях. Там уже в Евангелии говорится: обличаемые совестью люди уходили от блудницы, которую привели ко Христу, чтобы побить ее камнями. Господь спросил: кто без греха из вас, первый кинь камень в нее. И они, обличаемые совестью, ушли от блудницы. Совесть –  это подарок Божий. Совесть – это учитель, наш тиран домашний, который терзает нас, и мучает нас, и заставляет вспоминать свою жизнь. Совесть дружит с памятью. Кто память не имеет, того совесть не тревожит. И зачастую спокойная совесть – это признак плохой памяти. Человек не помнит себя, не знает себя. Иначе он был бы красный как рак от ушей до пяток. Он не помнит, поэтому не мучится. Память и совесть – это сестры.

Христос и грешница

Совесть мучает человека – это ее задача. Она же утешает человека. Когда мы поступаем правильно, вопреки житейским ситуациям, вопреки давлениям обстоятельств, то совесть утешает человека, и это утешение рождает радость ни с чем несравнимую. О ней говорит Новый Завет. Евреи говорили, что Бога надо бояться. А язычники говорили – надо совесть иметь.

Евангелие подхватывает языческую мысль – нужно иметь совесть. Евангелие от Иоанна говорит о совести. Павел также говорит: «Егда бо языцы, не имуще закона естеством законная творят, сии закона не имуще, сами себе суть закон» (Рим. 2:10). Совесть ими руководит.

Итак, природа учит нас, и совесть учит нас. Внимательней будьте и к тому и к другому. Слушайте совесть, почаще выходите на природу.

Монах молится

Отец и мать – словесные наши наставники

Третье, что важно – это родители. Если совесть и природа бессловесны. Учителя бессловесные. Отец и мать – это словесные наши наставники. И Господь им доверил наше воспитание. Блажен человек, который имеет отца переживающего о вас, и мать, тревожащуюся о вашей нравственности. Есть много отцов, которым наплевать, как живут их дети, и есть много матерей, которым тоже наплевать, что творится с их детьми. Миллионам матерям и отцам наплевать. А Господь взыщет за тех, кого мы родили. И мы являемся словесными наставниками по природе и по совести, как глашатаи закона Божьего для рожденных нами детей.

Семья на прогулке

Вот три явления, которые учат нас  помимо Христа и Церкви. Это окружающий мир, это голос совести внутри человека, который хвалит или осуждает его, это отец и мать, которые наставляют нас, поощряют к доброму.

Будем обращать наше внимание на эти три вещи: на окружающий мир, на звезды, на снег, на дождь – это все книга Божьей премудрости; на совесть и на детей и на отцов наших и матерей. Мы друг для друга наставники и ученики. Даже если мы не знаем Евангелие. А для тех, кто знает Евангелие, для тех оно является помощью еще большей, если мы просвещены словом Божьим, крещением очищены и напитаны Святыми Тайнами Христовыми.

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

Что такое совесть? Ответ священника

На главную страницу сайта - Семья и Вера