В этот день 27 сентября 1783 года на воду спущен первенец Черноморского флота России, парусный корабль «Слава Екатерины».
Российский императорский флот
Первые парусные корабли начали строить еще при царе Алексее Михайловиче. В 1667 году по его приказу была основана верфь в селе Дединово Коломенского уезда. С приходом к власти деятельного Петра I количество верфей увеличилось. По всей России стало более 200. Правда, после смерти царя-плотника в судостроительном деле России наступил застой. Все изменилось в правление Екатерины Великой. Императрица решила, что русский флот должен править морями и быть больше, чем датский и шведский вместе взятые. И, конечно же, с расширением империи на юг появилась потребность защитить новые рубежи и от морской угрозы. На основе Азовской и Днепровской флотилий Екатерина приказала основать Черноморский флот, следить за которым поручила своему самому доверенному лицу – Григорию Потемкину.
Первый линейный корабль Черноморского флота
В 1778 году также по приказу Екатерины была заложена крепость и верфь Херсон, который и стал одной из колыбелей нового флота. Строительством крепости, кстати, руководил Иван Абрамович Ганнибал – сын того самого арапа Петра Великого и двоюродный дедушка Александра Пушкина. Он же и заложил на херсонских верфях первый линейный корабль Черноморского флота – «Святая Екатерина».
Правда, строили его так долго, что в итоге решили не достраивать и разобрать. Поэтому первенцем флота стал заложенный почти одновременно с ним линкор «Слава Екатерины». Проект корабля разработал корабельных дел мастер Александр Катасанов, а строил инженер Семен Афанасьев в тесном сотрудничестве с капитаном херсонского порта черногорским графом Марко Войновичем, который потом и стал первым капитаном «Слава Екатерины». Элегантное классическое военное судно в своей оснастке сочетало привычные прямые паруса с новомодными косыми.
Строительство корабля шло очень медленно – верфи были в запущенном состоянии. Екатерина же понимала, что вскоре грядет война с Турцией, с ней был подписан очень непрочный мирный договор. Поэтому императрица всячески торопила строительство. Потемкину пришлось нанимать дополнительно более тысячи мастеров судостроительного дела. А к 1783 году на подмогу прибыл и сам адмирал Федор Ушаков с 700 матросами и еще тремя тысячами мастеровых.
Как раз в 1783 году в торжественной обстановке линкор «Слава Екатерины» наконец-то спустили на воду. А вместе с ним еще целый ряд красавцев кораблей. Уже вскоре государыня имела возможность написать:
«Успехи флотские более обрадовали, нежели сухопутные, понеже к ним Россия привыкла, а о морских подвигах лишь в мое царствование слышно стало».
Новое название «Преображение Господне»
Боевое крещение «Слава Екатерины» пришло в новую Русско-турецкую войну 1787-1791 годов. Правда, название у линкора было уже совсем другое – об этом попросила Потемкина сама императрица:
«Отпиши ко мне, правда ли, что турки и прочие недоброжелательные разславляют, будто корабль «Слава Екатерины» у них в руках, и они будто его взяли у дунайского устья, и будто Войнович на шлюпке с оного съехал? Пожалуй, переименуй сей корабль, буде он у нас. Не равен случай, не хочу, чтоб злодеи хвастались, что «Слава Екатерины» в их руках».
Так корабль получил новое название «Преображение Господне». «Преображение Господне» неоднократно принимало участие в сражениях в составе эскадры в будущем канонизированного адмирала Ушакова. В 1790 году линкор участвовал в Керченском сражении, а потом и у мыса Тендра, где особо отличился, успешно атаковав мощный турецкий фрегат «Капудания». Это поколение кораблей и их экипажи – вероятно и есть Золотой Век русского флота. Недаром в Херсоне до сих пор стоит памятник «Славе Екатерины», первенцу всего Черноморского флота.