3 октября. Соборное Уложение

В этот день 3 октября 1649 года русский Земский собор принял Соборное Уложение, основной закон Российской Империи до XIX века.

Бунташный век

Середина XVII столетия была в России почти что «революционной». Не зря возникло это выражение – «Бунташный век». В июне 1648 года народное возмущение подступило в буквальном смысле к подножию трона. Молодой государь Алексей Михайлович возвращался с богомолья, когда к его карете подошла толпа. Разъяренные москвичи требовали принять их челобитную. К государю, конечно, не пропускали.

«…народ схватился за камни и палки и стал бросать их в стрельцов, так что даже отчасти пострадали и получили раны лица, сопровождавшие супругу его величества».

Соляной бунт

Вскоре история повторилась. В тот раз люди были обескуражены введением соляных податей. А еще одним их требованием был созыв Земского Собора, всенародного собрания, на котором было бы рассмотрено введение единого закона для всей России.

Всей России – единый закон

Здесь надо объяснить. Да, конечно, нам известно о нескольких попытках введения единого судебника для всей страны. Судебник Ивана III и судебник Ивана IV. Писали их за 150 и 100 лет до этой эпохи. Многие их нормы уже устарели. Бывало и так, что в Москве принимали новый закон, а в каком-нибудь далеком уезде о нем и не знали. Итак, спустя буквально месяц после восстания в Москве государь издал знаковый указ:

«Собрать комиссию из пяти придворных, включая двух бояр-князей Одоевского и Прозоровского. И собирать им воедино все действующее законодательство, некоторые статьи, упомянутые «в правилах святых апостолов и в градских законех греческих царей, <…> чтобы Московского государства всяких чинов людям от большего и до меньшего чина, суд и расправа была во всяких делех всем ровно». Всей России – единый закон!

Портрет царя Алексея Михайловича

Земский собор 1648–1649 годов. Соборное Уложение

Пока высокая комиссия собирала воедино старые законы и писала новые, вся остальная держава готовилась к выборам в Земский Собор. Его депутаты и должны были обсудить и принять готовящийся документ. Многие подробности этих выборов нам теперь не известны. Скажем, например, что в Новгороде стал депутатом некий Никифор Клетка. Буквально через пару лет он возглавит местное восстание. Видимо, страна бурлила, предвкушая большое событие – Земский Собор. Безучастных было мало.

Как и было сказано, всего было пять редакторов-составителей Соборного Уложения (именно так назывался этот свод законов). И они справились со своей титанической задачей чуть более чем за полгода. 968 статей, которые были собраны на одном свитке длиной в несколько десятков метров. Позже оригинал Уложения был помещен в специальный серебряный ковчег в Оружейной палате Кремля.

Свиток Соборного Уложения

Кое-какие правки в текст документа были внесены самим Собором. Так что же собой представляла его итоговая редакция? В целом он напоминал уголовный или уголовно-процессуальный кодекс. И, кстати, в сравнении с прошлыми судебниками, наказания в нем сильно ужесточились. Если раньше смертью каралась примерно дюжина преступлений, то теперь – шестьдесят, даже курение табака.

Но, вероятно, самые важные – первые две главы Уложения. В них сформулировано что-то вроде государственной идеологии. Их названия: «О богохульниках и о церковных мятежниках» и «О государской чести, и как его государское здоровье оберегать». С этого времени Церковь, Монарх и все, что с ними связано, оказались накрепко защищены законом. Вот пример:

«Если кто-либо начнет в церкви произносить непристойные речи священнику, того подвергнуть торговой казни».

Составление Соборного Уложения

За любую кражу государева имущества кара одна – смерть.

3 октября 1649 года Земский Собор принял все статьи Уложения. Документ заканчивали более 300 подписей абсолютно всех делегатов Собора. Сложно даже представить все значение этого события. По этому документу жила Россия почти 200 лет. И даже во времена императора Николая I Уложение о наказаниях составляли по статьям эпохи царя Алексея Михайловича. А тогда, осенью 1649 года Соборное Уложение выдержало печатных два издания, и по всей России разошелся единый ясный закон.

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера