В день памяти святого апостола Иоанна Богослова

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

В день памяти святого Апостола Иоанна Богослова для душеполезного чтения предлагаем проповедь архимандрита Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Илии (Рейзмир).

В день памяти святого апостола Иоанна Богослова

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры, невозможно описать и исчислить всех добродетелей святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, как нельзя исследовать всего, что находится на высоте небесной или в глубине моря, исчислить песок на берегу морском. Если же это невозможно, то приходится остановиться лишь на некоторых добродетелях великого апостола Христова. Впрочем, если бы мы остановились и на одной его добродетели, составляющей сосредоточие прочих, на любви Христовой, какая была в апостоле, за какую он называется апостолом любви, то и для изображения одной этой добродетели не хватило бы краткого слова. Постараемся, однако, почерпнуть из моря любви Иоанновой сколько можем, чтобы уста помогли сердцу высказать, что в нем теснится.

Святой Апостол Иоанн Богослов

Любовь ко Христу

Любовь ко Христу в святом апостоле Иоанне началась еще до встречи со Христом. Как люди знакомятся с другими иногда заочно, слыша, что о них говорят, так и апостол Иоанн возлюбил Христа, слушая, что с радостью говорил о Нем Предтеча Христов Иоанн. Да и до явления Предтечи апостол Иоанн проникся Писанием ветхозаветных пророков, через которых Бог, многократно и многообразно говорил издревле отцам о Сыне Своем, имевшем явиться в мире. И вот, как только Предтеча Господень указал на грядущего Христа, апостол Иоанн вместе с апостолом Андреем пошли за Ним, привлекаемые к Нему как бы сильным магнитом.

Они пошли за Ним

Это влечение, конечно, было влечение любви, хотя еще неясной, неосознанной. Осознание же этого влечения раскрывалось постепенно, по мере того как Иоанн пребывал со Христом, смотрел на Него и на Его дела, слушал Его слова, обращаемые ко всем, а иногда особо к нему, вникал во все.

Брак в Кане Галилейской, на котором Христос совершил первое чудо –  претворил воду в вино, вселил в Иоанна и в прочих учеников Христовых веру сознательную, укрепившую и любовь их, так как чем более кто верит в любимого человека, тем сильнее, сознательнее начинает любить его.

Брак в Кане Галилейской

Когда Господь возвратился из Иудеи в Галилею, сказал Петру с Андреем и Иоанну с Иаковом: «Идите за Мною», – они оставили всё и последовали за Христом, уже не возвращаясь к житейским своим заботам и привязанностям. Для апостолов отныне все дела жизни, ее смысл и радость были в том, чтобы быть со Христом, учиться у Него, чтобы приготовиться к тому делу, которое Он Своим ученикам хотел поручить.

Начались годы следования за Христом, годы духовного возрастания, совершенствования. Насколько бы ни казалась любовь пламенною в самом деле, она, постепенно совершенствуясь, лишь со временем крепнет, очищается в борьбе с разными немощами, недостатками. Так было с Иоанном, Петром и Иаковом. Иоанн был в числе лучших учеников Христовых, по выражению церковных песнопений. Он сподобился вместе с Петром и Иаковом соучастия в особенно важных событиях жизни Христовой. Их берет с Собою Христос, желая воскресить дочь Иаира. Их одних возводит на гору Фавор, чтобы сделать зрителями славы Своего Божественного преображения. Их ведет с Собою в сад Гефсиманский, когда Ему предстояло скорбеть смертельно в предсмертной молитве к Отцу. Это соучастие в важнейших событиях жизни Господа, соединенное как бы с вхождением в Его душу, подвигало любовь апостола Иоанна и других учеников к восхождению на всё более и более высокие ступени духовного совершенства.

Беседа Христа с учениками

И мы знаем, что апостол Иоанн стал любимым учеником Христа и сам был преисполнен ко Христу любовью пламенной, сердечной, возвышенной, неколебимой. Иоанн во время Тайной вечери возлежал рядом со Спасителем, извлекая всю бездну любви Божественной, какую мог воспринять человек, всю бездну тайн, которые суть тайны той же, превосходящей всякую меру разумения человеческого, любви Христовой. Он остается при Кресте Христовом, когда прочие ученики разбежались от страха. Он разделяет скорбь любви Самой Пречистой Девы о Божественном Сыне, с которою ничто не может на земле сравниться, удостаивается услышать из уст Распятого на Кресте слова к Матери: «Жено! Се, сын Твой», – и к нему самому: «Се, Матерь твоя!». Великая любовь ко Христу помогает апостолу Иоанну, первому из учеников, уверовать в воскресение Христово, еще до явления воскресшего Христа, через одно рассмотрение пелен в гробе Господнем, хотя даже и Петр тогда пошел от гроба, лишь в себе дивяся бывшему. Впоследствии, при явлении на берегу моря Тивериадского, Господь свидетельствует об ученике, которого любил, что и без испытания страданиями любовь Иоанна сделается совершенною, приметною, как жертва, равносильная жертвам любви, проявившимся в страданиях.

Тайная Вечеря

Нельзя умолчать об одном качестве Иоанна, которое помогало его любви достигнуть особо высокого совершенства, – это девственность, которая делала его любовь цельною, безраздельною. Он хотел, чтобы пути его сердца не вели за любовью иною, чтобы оно устремлялось вслед за единым Христом. Он хотел в восхищении любви петь вечную хвалу Христу вместе с бесплотными ангелами, хотел быть одним из первых участников той небесной песни Христу, каковую поют те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу.

Распятие Христа

Дорогие братья и сестры, будем чаще вспоминать об апостоле любви, чтобы через это воспоминание обогащались и освящались наши души хоть сколько-нибудь духом той же любви Христовой, чтобы отгонялся от душ наших благоуханием любви смрад себялюбия и страстей житейских. Будем же молить апостола любви, чтобы он, предстоя лицом к лицу Христу, им возлюбленному, и Самим Христом будучи возлюбленным, молился о нас, постоянно согрешающих грехами, к смерти ведущими, дабы не умереть нам духовно, муками к смерти, дабы через покаяние снова и снова возгорелось в нас живительное пламя, дабы соединиться со Христом навеки, как ветвям с лозою, не иссохнуть совсем для этой любви и через то не умереть духовно, не сделаться сухими, негодными ветвями, обреченными на сожжение в огне вечном. Аминь

Апостол Иоанн Богослов

В день памяти святого апостола Иоанна Богослова

Апостол любви — Иоанн Богослов

На главную страницу сайта - Семья и Вера