19 октября. Пьеса Ревизор

В этот день 19 октября 1835 года Николай Гоголь написал письмо Александру Пушкину, с просьбой поделиться идеей для комедии. Спустя время появилась пьеса «Ревизор». Она открывала новую эпоху в русской литературе и театре.

История создания комедии Николая Васильевича Гоголя «Ревизор»

«В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости… и за одним разом посмеяться над всем», – писал Гоголь в своей «Авторской исповеди».

А началось все с письма другому знаменитому литератору Пушкину с просьбой:
«Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или не смешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать… комедию».

Пушкин и Гоголь

Николай Васильевич, который уже давал для прочтения великому поэту свои произведения, знал, что Александр Сергеевич ценит его дар заставлять читателя смеяться. Вот Пушкин и посоветовал написать про похождения мелкого столичного чиновника в провинции. Сохранился черновик Пушкина, в котором есть запись, напоминающая сюжет «Ревизора»:

«Криспин приезжает в губернию на ярмарку – его принимают за… Губернатор честный дурак… Губернаторша с ним кокетничает – Криспин сватается за дочь».

Комедия Ревизор

Отзывы современников о «Ревизоре»

Несмотря на все эти записи, что у Гоголя, что у Пушкина, некоторые современники отказывали сюжету «Ревизора» в оригинальности. И правда, в 1827 году была опубликована комедия украинского писателя Квитка-Основьяненка «Приезжий из столицы, или Суматоха в уездном городе». Чуть позже вышла повесть Вельтмана «Провинциальные актеры». А вот разгромная рецензия пьесы от одного редактора того времени Осипа Сенковского:

«Плохой драматический анекдот», «карикатура одного известного случая», который был «тысячу раз напечатан, рассказан и отделан в разных видах».

Первую редакцию своей комедии представил друзьям в доме поэта Жуковского. Реакция присутствующих была самая разная. Один из гостей говорил про Гоголя:
«Читает мастерски и возбуждает «беглый огонь» раскатов смеха в аудитории… Он удивительно живо и верно, хотя и карикатурно, описывает наши административные нравы…»

Гоголь читает Ревизора

Другой же свидетель читки «сожалел о Пушкине, который увлекся этим оскорбительным для искусства фарсом и во все время чтения катался от смеха».

Были у произведения и проблемы цензурного характера, уж очень острым оно вышло. Поэтому пьесу Гоголя литературный «бомонд» (поэт Жуковский, князь Вяземский) решил отстаивать перед самим Государем. Ему ее читали вслух, и император Николай I не нашел комедию опасной, чем и дал состояться премьере.

Премьера «Ревизора»

И вот уже свидетельства успеха на сцене:
«Публика хохотала до упаду и осталась очень довольна исполнителями. Государь, уезжая, сказал: «Тут всем досталось, а более всего мне».

Николай Васильевич Гоголь

Хотя император был очень доволен, он много смеялся над нравами своих провинциальных «чинуш». И с тех пор и до самой смерти Гоголя тому оказывалась исключительная высочайшая помощь. Между тем большое разочарование испытал сам автор:
«Все против меня. Чиновники пожилые и почтенные кричат, что для меня нет ничего святого, когда я дерзнул так говорить о служащих людях… Бранят и ходят на пьесу; на четвертое представление нельзя достать билетов… Если бы не высокое заступничество государя, пьеса моя не была бы ни за что на сцене…»

Но больше всего Гоголя удручало поверхностное прочтение актерами характеров героев. Поэтому писатель продолжал редактировать свое произведение. Снова и снова сопровождая его разными пояснительными статьями. И только спустя несколько лет на свет появилась окончательная редакция «Ревизора».

Пушкин, Жуковский и Гоголь в Царском селе

А между тем и в среде критиков продолжалась дискуссия о новой гоголевской пьесе. Слова издателя Полевого про «Ревизора»:
«Язык в нем неправильный, лица – уродливые гротески, а характеры – китайские тени, происшествие – несбытное и нелепое, но все же вместе уморительно смешно…»

Критик Белинский был иного мнения:
«В «Ревизоре» нет сцен лучших, потому что нет худших, но все превосходны…»

А пьеса тем временем не сходила с театральных подмостков. За несколько лет разные театры поставили ее около шестидесяти раз. И до сих пор «Ревизор» – одна из самых любимых во всем мире русскоязычных пьес.

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера