1 ноября. Дмитрий Пожарский

В этот день 1 ноября 1578 года родился князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Один из лидеров народного ополчения. В 1612 году освободил Москву от польских войск.

Козьма Минин и Дмитрий Пожарский

На самом известном памятнике Красной площади увековечены два человека. Один – с мечом, а второй – со щитом. А на внушительном постаменте выбита надпись:

«Гражданину Минину и князю Пожарскому. Благодарная Россия. Лето 1818 года». Это первый памятник в Москве, посвященный кому-то кроме монарха. Эти двое людей заслужили внимание москвичей.

Минин и Пожарский

Происхождение и ранние годы князя Дмитрия Пожарского

Пожарские были одной из ветвей Рюриковичей, а князь Дмитрий – потомок основателя Москвы, Юрия Долгорукого. Хотя в конце XVI века эта семья уже изрядно обеднела. Ни былого влияния, ни обширных угодий род не имел. Но Дмитрий был образованным и разумным отроком. В 10 лет юный князь потерял отца и собственноручно составил дарственную на принадлежащую ему деревеньку, пожаловав ее в Спасо-Евфимиев монастырь, «в поминание об отце». А вскоре поступил на дворцовую службу и стал стряпчим при самом Борисе Годунове. А еще через год Пожарский был уже стольником, в неполные 15 лет. Такими сведениями мы располагаем о ранних годах этого человека.

Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский

Великая Смута в России

В то же время во всей остальной России набирало ход то, что позже назовут Великой Смутой. Вместе со смертью Ивана Грозного и его сыновей, династия Рюриковичей пресеклась. У всякого нового государя уже не было убедительных прав на престол. Когда Дмитрию Пожарскому шел 17-й год, корону примерил на себя даже самозванец. На ослабевшую Москву набросились западные соседи. Положение страны к 1611 году было бедственным: шведы захватили и контролировали все побережье Балтики и Новгород, поляки заняли Москву, Смоленск и другие крупные города. Россию изнутри пожирали мародеры и банды преступников. Это и была Смута.

В такое тяжелое время едва ли не единственным центром стабильности оставалась Церковь. Канонизированный в дальнейшем игумен Троице-Сергиева монастыря архимандрит Дионисий, чтобы изгнать захватчиков, благословил монахов «ходить и призывать русский народ к ополчению».

Осада Троице-Сергиевой Лавры

Народное ополчение

Воззвания к народу рассылал святитель патриарх Гермоген. И одна из его грамот попала в руки простого земского старосты Козьмы Минина, который хоть и был невысокого происхождения, но был уважаем, как человек умный и набожный. Он стал собирать людей в ополчение:

«Захотим помочь московскому государству, так не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жён и детей закладывать, бить челом тому, кто бы вступился за истинную православную веру и был у нас начальником».

Патриарх Гермоген в темнице

Этим начальником и был избран Дмитрий Пожарский. Осенью 1611 года к нему прибыли архимандрит нижегородского Печерского монастыря Феодосий и дворянин Ждан Болтин с посадскими людьми и пригласили его возглавить нижегородское ополчение. Князь Пожарский ответил так:

«Рад за православную веру страдать до смерти, а вы из посадских людей изберите такого человека, который бы мог со мною быть у великого дела, ведал бы казну на жалованье ратным людям».

Народное ополчение в битве за Москву

Освобождение Москвы и избрание Михаила Романова на царство

Так и встретились эти двое – Пожарский и Минин – военачальник ополчения и его правая рука. И под их знамена собралась огромная сила: «более 10 тысяч служивых поместных людей», около 3 тысяч казаков, тысяча стрельцов и огромное количество крестьян. С благословением духовенства и с чудотворной иконой Казанской Божией Матери, ополчение 1 ноября 1612 года изгнало поляков из Москвы. Чуть позже поляки объявили о своей капитуляции.

Дмитрий Пожарский, Кузьма Минин

Главный противник был побежден, но оставалось избрать нового царя. Без этого Смутное время было не окончить. На Земском Соборе 1613 года князь Дмитрий руководил прениями и направлял их. А когда летом того же года новый избранный и венчанный монарх Михаил Романов принимал царские регалии, именно князь Пожарский символически вручил ему золотую державу. Он был одним из тех, кто добыл Романовым «державу», и он им ее передавал.

Призвание Михаила Романова на царство

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера