В этот день 1 ноября 1578 года родился князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Один из лидеров народного ополчения. В 1612 году освободил Москву от польских войск.
Козьма Минин и Дмитрий Пожарский
На самом известном памятнике Красной площади увековечены два человека. Один – с мечом, а второй – со щитом. А на внушительном постаменте выбита надпись:
«Гражданину Минину и князю Пожарскому. Благодарная Россия. Лето 1818 года». Это первый памятник в Москве, посвященный кому-то кроме монарха. Эти двое людей заслужили внимание москвичей.
Происхождение и ранние годы князя Дмитрия Пожарского
Пожарские были одной из ветвей Рюриковичей, а князь Дмитрий – потомок основателя Москвы, Юрия Долгорукого. Хотя в конце XVI века эта семья уже изрядно обеднела. Ни былого влияния, ни обширных угодий род не имел. Но Дмитрий был образованным и разумным отроком. В 10 лет юный князь потерял отца и собственноручно составил дарственную на принадлежащую ему деревеньку, пожаловав ее в Спасо-Евфимиев монастырь, «в поминание об отце». А вскоре поступил на дворцовую службу и стал стряпчим при самом Борисе Годунове. А еще через год Пожарский был уже стольником, в неполные 15 лет. Такими сведениями мы располагаем о ранних годах этого человека.
Великая Смута в России
В то же время во всей остальной России набирало ход то, что позже назовут Великой Смутой. Вместе со смертью Ивана Грозного и его сыновей, династия Рюриковичей пресеклась. У всякого нового государя уже не было убедительных прав на престол. Когда Дмитрию Пожарскому шел 17-й год, корону примерил на себя даже самозванец. На ослабевшую Москву набросились западные соседи. Положение страны к 1611 году было бедственным: шведы захватили и контролировали все побережье Балтики и Новгород, поляки заняли Москву, Смоленск и другие крупные города. Россию изнутри пожирали мародеры и банды преступников. Это и была Смута.
В такое тяжелое время едва ли не единственным центром стабильности оставалась Церковь. Канонизированный в дальнейшем игумен Троице-Сергиева монастыря архимандрит Дионисий, чтобы изгнать захватчиков, благословил монахов «ходить и призывать русский народ к ополчению».
Народное ополчение
Воззвания к народу рассылал святитель патриарх Гермоген. И одна из его грамот попала в руки простого земского старосты Козьмы Минина, который хоть и был невысокого происхождения, но был уважаем, как человек умный и набожный. Он стал собирать людей в ополчение:
«Захотим помочь московскому государству, так не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жён и детей закладывать, бить челом тому, кто бы вступился за истинную православную веру и был у нас начальником».
Этим начальником и был избран Дмитрий Пожарский. Осенью 1611 года к нему прибыли архимандрит нижегородского Печерского монастыря Феодосий и дворянин Ждан Болтин с посадскими людьми и пригласили его возглавить нижегородское ополчение. Князь Пожарский ответил так:
«Рад за православную веру страдать до смерти, а вы из посадских людей изберите такого человека, который бы мог со мною быть у великого дела, ведал бы казну на жалованье ратным людям».
Освобождение Москвы и избрание Михаила Романова на царство
Так и встретились эти двое – Пожарский и Минин – военачальник ополчения и его правая рука. И под их знамена собралась огромная сила: «более 10 тысяч служивых поместных людей», около 3 тысяч казаков, тысяча стрельцов и огромное количество крестьян. С благословением духовенства и с чудотворной иконой Казанской Божией Матери, ополчение 1 ноября 1612 года изгнало поляков из Москвы. Чуть позже поляки объявили о своей капитуляции.
Главный противник был побежден, но оставалось избрать нового царя. Без этого Смутное время было не окончить. На Земском Соборе 1613 года князь Дмитрий руководил прениями и направлял их. А когда летом того же года новый избранный и венчанный монарх Михаил Романов принимал царские регалии, именно князь Пожарский символически вручил ему золотую державу. Он был одним из тех, кто добыл Романовым «державу», и он им ее передавал.