В этот день 11 ноября 1711 года родился Степан Петрович Крашенинников. Русский ученый, натуралист и исследователь Сибири и Камчатки.
Ученый, натуралист Степан Петрович Крашенинников
«Одаренный разумом и знаниями, с величайшими трудностями собирал он сокровища Сибири; достойный гражданин отечества, много пользы принес бы он потомкам, если бы рок так быстро его не похитил…», – эти хвалебные слова знаменитого русского натуралиста Александра Карамышева посвящены одному из отцов русской полевой науки Степану Крашенинникову.
Годы учебы
Степан Петрович родился в Москве в семье простого солдата знаменитого Преображенского полка. Несмотря на скромное происхождение, будущий исследователь Сибири поступил в Славяно-греко-латинскую Академию – первое высшее учебное заведение России. Успехи в учебе позволили ему через несколько лет продолжить обучение в Петербурге у лучших профессоров, приглашенных из-за рубежа. Именно в северной столице Степан Петрович блестяще изучил естественные науки.
Исследование Сибири
В 1733 году 22-летний Крашенинников нашел главное дело своей жизни – он попал в состав Великой северной экспедиции. Несмотря на название, исследовать отправлялись не только Крайний Север, но и Сибирь, и Дальний Восток – в столицах об этих землях знали крайне мало, поэтому средства выделялись немалые, а в путь отправлялись светила мировой науки. Помимо студента Крашенинникова покорять Сибирь поехал Витус Беринг, Иоганн Гмелин и Герхард Фридрих Миллер, а также морские географы Дмитрий и Харитон Лаптевы – их именем позже назовут одно из северных морей.
Степан Крашенинников попал в отряд к Иоганну Гмелину, где сразу выделился работоспособностью и образованностью. Немецкий ученый стал доверять студенту все более ответственные дела: сбор гербария, описание быта местного населения, проведение метеорологических и анатомических изысканий. Помимо всего этого Крашенинников в поисках наскальных рисунков обследовал пещеры в окрестностях Красноярска, став одним из первых русских спелеологов.
Исследование Камчатки
В 1737 году отряд Гмелина встретился в Якутске с отрядом Беринга, целью которого было открыть пролив между Евразией и Америкой. «Ученым мужам» в лице Гмелина и Миллера не особенно хотелось ехать изучать Камчатку, потому в этот, по их мнению, «медвежий угол» отправили Крашенинникова, чтобы тот приготовил базу для прибытия экспедиции.
Именно на этом этапе начались главные приключения Степана Петровича. Для того чтобы отправиться на Камчатку, нужно было прибыть в портовый Охотск. Дорог между Якутском и Охотском нет до сих пор, поэтому он прошел 300 километров пешком, после чего смог сесть на корабль и отплыть на самый вулканический полуостров России.
Но бот «Фортуна», несмотря на удачливое название, потерпел кораблекрушение. Поэтому Крашенинников остался без снаряжения и провизии. Гмелин, прознав про эти несчастья, писал в Академию наук письма с просьбами увеличить содержание своего «студента», потому что тот «великую нужду претерпевает».
Несмотря на все лишения, Степан Петрович за четыре года прошел всю Камчатку вдоль и поперек. Он лично поднялся на большинство камчатских сопок, в том числе и на крупнейшую Ключевскую. Крашенинников первым описал и долину гейзеров. Он один представлял собой комплексную экспедицию, вступая и как геолог, и как географ: то как ботаник и зоолог, то как историк и этнограф, то как лингвист. Проведя всестороннее изучение края, ученый утвердился в мысли, что Камчатка «… к житию человеческому не меньше удобна, как и страны всем изобильные».
К сожалению для науки, Степан Петрович умер в самом расцвете лет – в 43 года. Но и за такое короткое время его научный труд позволил России по-настоящему открыть Сибирь и Дальний Восток. Лучше всего Крашенинникова охарактеризовал один из его учителей (а позже и научных оппонентов) – Герхард Миллер:
«Он был из числа тех, кои ни знатною природою, ни фортуны благодеянием не предпочтены, но сами собою, своими качествами и службою, произошли в люди, кои ничего не заимствуют от своих предков и сами достойны называться начальниками своего благополучия».