15 марта в истории. Православие в Китае

Этот день 15 марта 1684 года часто называют днем освящения первой православной церкви на территории Китая, в Пекине.

Китайская цивилизация

Огромная восточная цивилизация начала открывать себя миру в XIX столетии. Китай, Япония – когда-то они объявили о политике самоизоляции. Однако теперь уже европейцы с их пулеметами и пароходами могли диктовать свои условия. И они настойчиво потребовали открыть границы. Теперь путешествия русских людей в Китай стали более обстоятельными и частыми. Торговцев, дипломатов, ученых. Очень популярными стали путевые очерки с описаниями этой диковинной страны. И вот столичные читатели с удивлением узнали об одном удивительном народе, живущим, главным образом, в столице Поднебесной, и уже не одно столетие.

Китай

Православие в Китае

«Рассказывал мне забайкальский казак Леонтий Плюснин, ехавший вместе с нами из Китая: «Я сотенным командиром, – говорил Плюснин, – препровожден был по статье в Пекин… Задержан в Пекине был на 15 дней, в течение которых я находился у казаков, служивших при чиновниках русского посольства. Познакомился с выкрещенными китайцами (выкрещенных называю я китайцами, потому что различить их от китайцев невозможно…) С трудом признаешь, когда он взойдет в христианскую церковь, что он христианин (в Пекине есть православная церковь, священник, дьякон и дьячок)».

Далее за представленным отрывком следовал рассказ о каких-то совершенно диких кулинарных предпочтениях этих любопытных христиан-китайцев. Для широкого читателя это стало открытием. Оказывается, в Китае уже чуть не 300 лет есть православные люди, есть свой приход. И какой-то интересный народ – «албазинцы». Откуда им было взяться?

Албазинцы

Российско-китайские отношения

В XVII веке русские первопроходцы, казаки, добрались до невероятных далей. До Амура, до границы с китайской Цинской империей. Русские и китайцы стали соседями, но в полной мере оценить это было пока даже сложно. Как-то в Пекин была направлена грамота с предложением тамошнему императору стать подданным российского царя. Но не это стало поводом для русско-китайского конфликта. Еще в 1651 году знаменитый Ерофей  Хабаров основал на Амуре крепостицу, Албазинский городок. Китайцы его разорили. Острог поставили снова. В начале 1680-х годов боевые действия начались с новой силой. В Пекин были увезены первые русские пленные, местный священник. С ними обошлись на удивление гуманно. Чему причиной, видимо, была слава русских, как отчаянных воинов.

Осада Албазина

«Люди царства Лоча», – так звали русских, – «все с впалыми глазами, высоким носом, зелеными зрачками и красными волосами. Оружие в их руках ужасно. Они страшны как тигры и искусны в стрельбе».

Албазинцы

Видимо уже тогда у императора Канси созрело желание иметь рядом с собой таких первоклассных воинов. В 1685-1686 годах началась героическая оборона Албазина. Маленький русский гарнизон принял решение: «Един за единого, голова в голову, а назад де без указа не идем». И они не уступили огромной цинской армии, нанесли ей существенный урон, но, конечно, силы были слишком не равны. Часть пленных албазинцев китайцы милостиво отпустили. Часть – примерно 45 человек – была взята в Пекин. Император включил их в свою гвардию, и позже они прозвались «Русской сотней». Им было дозволено оставить и веру предков. Известно даже имя священника, что первым окормлял пекинскую паству, некто Максим Леонтьев. Об албазинцах помнили при императоре Петре. Им в Пекин был направлен запас мира, священные книги.

Божественная Литургия, совершаемая православным русским духовенством в Пекине албазинцам

Вчерашние казачки Яковлевы приняли фамилию «Яо», Дубинины стали зваться «Ду». Их внуки внешне стали почти неотличимы от других китайцев. И все-таки албазинцы старались не забывать ни своих корней, ни своей Веры. А их далекие потомки живут в Китае и поныне.

15 марта в истории. Православие в Китае

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера