О неделях Великого поста

С началом поста, дорогие братия и сестры!

«Бум», «бум» и еще раз «бум», – раздалось с трибуны класса, где сидели ученики свт. Иоанна Шанхайского. «Кто стучится, отец Иоанн?», – спрашивали все. «Пост, пост, пост идет! А пост – это баня для души!».
Великий пост длится семь недель. И каждое воскресение этого периода подготавливает нас к Светлому Христову Воскресению!

О неделях Великого поста. Торжество православия

Первое воскресенье Великого поста посвящено победе Православной Церкви над иконоборцами. В 726г. на Церковь обрушилась страшная ересь, император Лев Исаврянин открыто выступил против почитания икон. Первой была уничтожена икона Спасителя над входом в императорский дворец. Верующий народ и, в особенности монашество, не дали себя обмануть и не подчинялись указам императора.

Начались гонения на иконопочитателей. Им разбивали головы, положив на икону, топили, зашив в мешках, иконописцам жгли руки.

Святые иконы сжигались на кострах. Не подчинившиеся монастыри уничтожались, монахов подвергали пыткам и ссылкам. Гонения на иконопочитателей закончились только в 842г., когда Константинопольский Собор осудил иксноборцев, подтвердил истинность почитания святых икон и установил совершать празднование победы православного учения в первое воскресенье Великого поста.

Торжество православия

Вторая неделя Великого поста

Во второе воскресенье Великого поста Церковь воспоминает святителя Григория Паламу. Родился он в 1296г. в Малой Азии. Прославился свт. Григорий своими богословскими трудами, как ревностный защитник Православного учения. Свт. Григорий в борьбе с лжеучителями проявил твердость и силу духа: будучи отлученным от Церкви, провел три года в заключении. Когда истина восторжествовала, св. Григорий был с почетом возведен в сан архиепископа. В одну из поездок в Константинополь, галеру, на которой плыл святитель, захватили турки, и свт. Григория в течение года продавали как пленника, но и тогда он продолжал проповедовать веру Христову. Великим постом свт. Григория воспоминают в связи с тем, что он раскрыл учение о силе поста и молитвы, благодаря которым человек может достичь благодатного озарения Божественным светом, каким сиял Христос на горе Фавор и стать причастником Божественной природы.

Святитель Григорий Палама

Найти в себе причастность божеству

Вторая неделя Великого поста направляет духовный наш взор на учение св. Григория Паламы об образе Божьем в нас. Мы спрашиваем себя: «Что это – «образ Божий», вписанный Самим Богом в нас?» Свт. Григорий Палама именно на этот вопрос и отвечает. Он автор многих трудов; одно из самых важных его творений – так называемый «Томос веры». В нем св. Григорий Палама говорит, что образ Божий в нас – это прежде всего свет, не физический, а тот самый свет, которым был осиян на Фаворский горе Господь Иисус Христос в час Своего дивного Преображения. Это свет славы Божьей, и образ Божий в человеке есть луч славы Божьей. Человек с образом Божиим в себе творит невероятные вещи – калечит, оскверняет, затемняет. Это мы знаем. Но не все знают, что уничтожить в себе образ Божий человек не может по милости Божией к нам. Он неуничтожим! И каждому из нас присущ свет нерукотворный, присносущный свет славы Божией, явленный на горе Фаворской в час Преображения Господня.

Преображение Господне

Вот в чем смысл учения свт. Григория. Раз мы знаем о свете Фаворском в нас, то следующую седмицу будем идти легче, чем до сих пор. Так вот что мы имеем внутри себя, вот что мы можем раскрыть!

Много самых больших умов человечества отмечало, что смысл жизни заключается в том, чтобы человек нашел самого себя. А что значит «найти себя»? Это значит найти в себе, увидеть причастность Божеству и свою жизнь построить так, чтобы эта причастность Божеству была осуществлена. Она раскрывается на том пути, о котором говорит молитва св. Ефрема Сирина. Мать-Церковь берет за руку каждого из нас и ведет по тому пути, на котором человек непременно находит себя в самом высоком смысле слова – находит причастность Божеству в глубине своего существа.

Протоиерей Всеволод Шпиллер

Перед иконой Спасителя

3-я неделя Великого поста, Крестопоклонная

В Крестопоклонную неделю на середину храма выносится Святой Крест с пением: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим». Всю неделю, до следующей субботы Крест останется на виду посреди храма, и верующие будут поклоняться ему, поэтому и неделю называют Крестопоклонной. Св. Крест Церковь выносит, чтобы духовно укрепить в подвиге поста. Как телу для подкрепления сил нужна пища, так и душе нужно подкрепление. Таким подкреплением для христиан является Крест Господень. Взирая на него, мы вспоминаем крестные страдания Иисуса Христа, которые Он претерпел за нас, чтобы спасти людей от власти греха и смерти и привести к вечной блаженной жизни. Мы вспоминаем любовь Спасителя к человеческому роду, которой Он освятил Крест и обратил его в знак вечной победы над злом.

Крестопоклонная неделя

Неделя 4-я Великого поста, прп. Иоанна Лествичника

Четвертое воскресенье Великого поста посвящается воспоминанию прп. Ионна, Прозванного Лествичником за его сочинение «Лествица рая». Прп. Иоанн появился в Синайской обители 16 лет от роду, никто не знал кто он и откуда. В 20 лет, став иноком, он удалился в пустыню для подвига покаяния и молитвы, где провел 40 лет. Если во внешней жизни прп. Иоанн был осторожным, то во внутренней, духовной он не знал границ: им руководила пламенная любовь к Господу.

Свой духовный опыт святой изложил в книге «Лествица рая», в которой изобразил 30 ступеней добродетели, возводящих человека к совершенству путем поста и молитвы. Из глубины греха до вершин любви Божией может Подняться человек. С чего же начать свой путь? Прп. Иоанн предлагает нам первую ступень – плач о своих грехах, т.е. их осознание. С этого надо начать: ужаснуться, что могли так поступить, что отвернулись от Бога, который так нас любит и просить прощения со слезами и очищения от греха.

Лествица

В пятое воскресенье Великого поста воспоминается прп. Мария Египетская

От каждого святого мы можем чему-то научиться. Чему: же нас учит прп. Мария? Она была всем известной грешницей, находилась на самом дне грехопадения и стала величайшей праведницей.

Св. Серафим Саровскии говорил, что грешник погибающий отличается от грешника опасающегося одним – решимостью. Мария, невидимой силой недопущенная ко Кресту Господню, всем существом осознала глубину своего падения и с решимостью сделала шаг ко спасению. 47 лет сражалась она в пустыне со злом в своей душе и победила, очистилась от скверны и смогла войти в вечность.

Именно сейчас, когда близится, окончание Великого поста. Церковь представляет нам в пример прп. Марию, указывая, что истинное покаяние может привести самого отчаянного грешника к высотам духовного совершенства.

Святая преподобная Мария Египетская

Прп. Мария Египетская

Это было 1500 лет назад. В Египте росла девочка Мария. Всем наделил ее Бог: и умом и красотой, но всеобщее восхищение стало для нее бедой. Ей хотелось, чтобы все обращали на нее внимание, полюбила танцы и развлечения. В 12 лет она убежала из дома и стала женой одного человека, затем второго, а потом и счет потеряла своим мужьям. Так прожила она 17 лет.

Однажды жажда приключений завела ее на корабль, так она прибыла в Иерусалим. В день праздника треста Господня вместе со всеми она решила пойти в храм, но тут случилось страшное – невидимая сила останавливала Марию перед вратами. Она поняла, что грех не пускает ее ко Кресту. Стыд и раскаяние впервые коснулись сердца Марии и она взмолилась: «Пресвятая Богородица! Помоги мне! Обещаю, что если увижу Крест Сына Твоего, то покину этот мир и посвящу себя Богу».  После слезной молитвы Мария вошла в храм, а затем, перейдя Иордан ушла в пустыню, где провела 47 лет. Господь простил Марию и прославил ее за подвиг покаяния, поста и молитвы.

Преподобная Мария Египетская

Воскрешение праведного Лазаря

Приближались последние дни земной жизни Спасителя. В это время в Вифании умер Лазарь, брат Марфы и Марии, которых Иисус Христос любил. Услышав о смерти Лазаря, Он сказал: «Друг наш Лазарь уснул; но Я иду разбудить его.

«Марфа, узнав о приходе Спасителя, поспешила Ему навстречу»: Господи, если бы Ты был здесь, Лазарь бы не умер.» На эти слова Он ответил: «Воскреснет брат твой». Когда пришла плачущая Мария Иисус прослезился и попросил отвести Его ко гробу Лазаря, а затем приказал отвалить камень, которым был заложен вход в гроб. Марфа сказала: «Он уже смердит, прошло 4 дня». Тогда Иисус Христос, возведя очи к небу сказал: «Отче, не Мне это нужно, а для этих людей, чтоб они увидели и уверовали, что Ты послал Меня в мир». И громко сказал умершему: «Лазарь, выйди из гроба!» И Лазарь вышел. Увидевшие это чудо воскресения умершего уверовали в Спасителя, а старейшины иудейские, вознегодовав на Него, решили схватить Христа и предать смерти.

Воскрешение праведного Лазаря

Вход господень в Иерусалим

После воскрешения прав. Лазаря Иисус Христос пошел в Иерусалим – Он попросил учеников привести молодого осленка, его покрыли одеждами и Христос поехал в город.

Увидев Его, народ бросился Ему навстречу, – все уже знали о чуде воскрешения Лазаря. Народ видел в Спасителе своего избавителя от римского ига и будущего царя, который восстановит былое могущество евреев. «Осанна! (Да здравствует!) Благословен грядущий во имя Господне!» кричали они в восторге и бросали под ноги осла одежды, приветствуя Христа пальмовыми ветвями.

Это событие Церковь ежегодно воспоминает перед Пасхой, как вольное шествие Христа на крестную смерть. Накануне вечером в храмах освящают ветви вербы, с ними и с горящими свечами и мы встречаем Спасителя. Дома ветви, принесенные из храма, ставит у икон и хранят их до будущего года. А многие сажают их в землю, из них вырастают красивые деревья, напоминающие нам о чудесном весеннем празднике.

Вход господень в Иерусалим

О неделях Великого поста

Молитвы в Понедельник 1-й седмицы Великого поста

На рубрику Великого поста

На главную страницу сайта - Семья и Вера