Шесть принципов борьбы со страстями

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Духовный пост и вся наша духовная жизнь невозможна без непрестанной борьбы со страстями и пороками. Этот непростой путь борьбы с грехом сопровождается постоянными нападками врага рода человеческого, который ни на секунду не оставляет своего желания погубить человека. Без Божьей помощи и доброго духовного совета нам не справится.

Шесть принципов борьбы со страстями

Перед Вами статья, в которой рассказывается о шести принципах борьбы со страстями.

Первое: найти главенствующую страсть

Убедившись, что на сегодняшний день христианина борет в первую очередь страсть блуда, дьявол подсылает к нему лиц противоположного пола, наводит видения и сны, подсовывает блудные книги, журналы, фильмы, разговоры. Если это гнев, то устраивает дела так, чтобы человек как можно чаще впадал в злость и досаду.

Дьявол ведет эту брань настойчиво, долго, годами, пока наконец не раздастся трещина в ограде, охраняющей православного христианина, главная страсть не разгорится в нем с такой силой, что ее огонь пожрет все, что накопил христианин в храме за годы подвижничества и самовоспитания.

Держится руками за голову

Вот почему определяющий момент общей борьбы со страстями прежде всего, определить, какая страсть главенствует в душе на данный момент, и именно на нее обратить все свое внимание.

Все мы имеем вполне определенный навык духовного повреждения: духовной хромоты, духовной слепоты или духовного неслышания; он неизбежно будет сопровождать нас всю оставшуюся жизнь. Это подобно тому, как, например, после родовой травмы человек всю жизнь привычно хромает, оглохший на одно ухо всегда поворачивается к собеседнику здоровым, а тот, у кого болит правая рука, щадя ее, работает в основном левой.

Мы должны это свое духовное повреждение тщательнейшим образом изучить и рассмотреть уже в начале хождения в церковь. И в течение последующей жизни не обольщаться, прекрасно понимая, что эта духовная хромота, слепота или глухота будет первой проявлять себя всегда, особенно во время поста, во время подвигов и испытаний.

Мужчина на фоне купола храма

Второе: подвиг должен быть равномерным

Сугубое внимание к главенствующей страсти не означает, что не надобно бороться с остальными страстями. Преподобный Исихаст предостерегает от однобокости: «Во всеобъемлющем благочестии и трезвении заключается все. Это истинные признаки живущей во Христе души. Если это отсутствует, а есть только однобокий аскетизм, то человек либо получает мало пользы, либо совершенно погибает, кичась похвалами людей и помыслов». Сосредоточившись на чем-то одном, мы забываем, что нас может погубить вторая или третья по силе страсть. Подвиг должен быть равномерным, всей силой обрушившись на главную страсть, нужно бороться и с остальными. Представьте себе: у вас поднялось давление, состояние предынсультное. А на ноге еще и гнойник зреет. И вы думаете: гнойник подождет, мне бы с давлением сладить. А что завтра разовьется гангрена и вам ампутируют ногу, об этом и не помышляете. Так и с духовными гнойниками: борясь с главенствующей страстью, не забывайте, что есть и остальные. И с ними, как учат святые отцы, надобно тоже должным образом расправляться, всем им уделять внимание. Борьба должна вестись у вас по всем фронтам.

Молитва в храме

Кроме того, преподобный Иосиф Исихаст напоминает нам закон духовных изменений. Пока ничто не меняется, мы стараемся подвизаться как прежде, один раз взявши благословение духовника. Но жизнь идет. Сегодня ты здоров, а завтра случился инсульт или склероз одолел; сегодня у тебя болят ноги, ты не можешь совершать коленопреклонения, а через месяц полегчало, ноги стали слушаться. Сегодня в твоей душе главенствует гордость, а завтра поднимает голову гнев. На всякий этап потребны и новая мера, и иное направление духовной борьбы.

Третье: борись всеми силами

Третий принцип борьбы со страстями – подвизаться всеми силами души. Не оправдываться, не благодушествовать. Видя в себе ту или иную страсть, стараться изучить её всесторонне: что она собой представляет, как проявляется обычно, а как конкретно на мне, какие особенности имеет в моей душе, как проявляет себя у меня по отношению к другим людям.

И изучив все это, подбирать соответствующее средство исцеления. Читая Священное Писание, изучая святоотеческое наследие, испрашивая совета духовника, лечить страсти и бороться с ними.

Общение с духовником

Четвертое: не верь себе

Борясь с любой страстью, нужно быть готовым к падениям и неудачам. Мы с вами неоднократно замечали: стараешься бороться против чего-либо, но не получается. Или получается, и даже долго: три года держишься, четыре, пять лет – и вдруг вновь кого-то оскорбишь, или вырвется бранное слово, или впал в блуд. Не зарекайтесь, не говорите себе: со мной такого не будет.

Когда человек начинает забываться, Господь смиряет его, попускает ему впасть в грех, за который осуждает других. Будьте осторожны. Помните наставление преподобного Никодима Святогорца: «Бегай же, брате мой, этого огня, потому что ты порох, и никогда не дерзай в самонадеянности думать, что ты порох смоченный и весь наполнен водою доброй и крепкой воли. Нет, нет! Но думай паче, что ты сухой-пресухой порох и тотчас вспыхиваешь, как только почувствуешь огонь тот». Духовно здоровый человек всегда считает себя порохом сухим, а не порохом сырым и боится огненного запаления.

Это назидание звучит в Великом покаянном каноне святого Андрея Критского: «Бегай запаления, о душе, бегай содомскаго горения, бегай тления Божественнаго пламене».

Великий покаянный канон

Пятое: терпеливо жди

Очень важно в борьбе со страстями не унывать и не отчаиваться.

В дневниках святого праведного Иоанна Кронштадтского мы находим следующую мысль: «Когда… овладеет твоим сердцем уныние и тоскливость – знай, что это приходит от диавола… крепись и мужайся и памятию о Боге прогоняй убийственное ощущение». О чем говорит здесь святой Иоанн Кронштадтский? Что когда мы обнаруживаем действие страстей в нашей душе, нужно проявить терпение, смирение, упование на то, что Господь поможет и устроит все в нужное время, когда произойдут необходимые изменения в нашей душе.

Каковы эти изменения? Борясь со страстью, мы стараемся возненавидеть ее, мы молимся и призываем святое имя Божие. То есть, попуская той или иной страсти гнездиться в душе, Господь тем самым призывает нас на подвиг борьбы с дьяволом.

Смирение

Вот смотрите. Бывает, у кого-то болят колени, он хромает, ему больно. Но он все равно идет в храм – и неделю, и вторую, и третью, и четвертую, а тем временем врачи подбирают ему лекарство, корсеты, костыли, и когда подберут, человеку становится легче добираться до храма. Но пока врачи не помогут, приходится просто терпеливо смиряться с тем, что происходит. Ведь не скажешь: я хромаю и поэтому не пойду на службу; или: у меня плохое настроение, так что на литургию я не ходок; или: у меня на душе кошки скребут, так что останусь-ка я сегодня дома. Разве я не пойду из-за всего этого на службу? Пойду. Но буду терпеливо ждать, пока мне поможет врач, созданный Богом, или пока Сам Господь избавит от того или иного физического, или душевного нестроения. Я же пока потерплю и постараюсь не ропать.

Когда человек проявляет такое постоянство, Господь ему помогает в нужное время избавиться от той или иной страсти.

Раскаяние

Шестое: упал – вставай

В борьбе со страстью неизбежны срывы. Бывает, что мы падаем, иногда очень страшно: в блуд, в ненависть (кричим, неистовствовуем), в гордость (выставляем себя, унижаем ближнего). Такое может случиться с каждым, особенно во время поста.

Сегодня Церковь празднует память преподобного Иакова Постника, святого VI века. Он служил Господу постничеством и пустынным житием, более 50 лет упорно сопротивляясь страстям. Преподобный творил великие чудеса, по его молитвам исцелялись расслабленные и тяжконедужные. Ради пользы душевной, как пишет святитель Димитрий Ростовский, к святому Иакову приходили иноки 20-30 монастырей, и клирики, и мирские люди. И вот этому-то великому святому было попущено впасть в страшный грех. Родители привели к нему ради исцеления от беснования дочку-отроковицу, и он изнасиловал ее, потом, испугавшись, убил, разрубил тело на куски и бросил в реку. Более десяти лет после этого страшного злодеяния он подвизался в полном одиночестве, в непрестанных слезах, воздыханиях и молитвах, днем и ночью взывая с плачем к Богу, исповедуя свои грехи и без пощады бия себя в грудь. И Господь принял его покаяние. Когда случилась страшная засуха и никто не мог вымолить дождя. Господь открыл, что в такой-то пещере пребывает Его угодник, и сонмы народа с архиереями нашли его и просили его молитв. По его молитве сошел дождь и пресек засуху, от которой умирали люди.

Преподобный Иаков постник

Странно это? Но всем нам необходимо понимать: можно опуститься на самое дно погибели, но затем, покаявшись вновь идти духовным путем. Один из главных принципов борьбы со страстями – быть готовым подвизаться вновь и вновь, несмотря на падения и неуспех.

Шесть принципов борьбы со страстями

Пост, как путь к духовному совершенству

4-я седмица Великого поста

На рубрику Великого поста

На главную страницу сайта - Семья и Вера