О беспристрастии

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Игумен Синайской горы преподобный Иоанн был прозван Лествичником за составленную им инструкцию, объясняющую как стать человеком.
Лествица – это не только путеводитель по ступеням духовного восхождения человека, но и пронзительное знание того, как устроен человек и его душа.

Вторая ступень Лествицы – о беспристрастности

Согласно Лествице преподобного Иоанна на ступень о беспристрастности можно перейти, преодолев ступень об отречении от мира. И только тот, кто имеет решительность, дерзновение, готовность оставить всё и идти за Христом, может ступить на вторую ступень.

Лествица

Наша цель – Христос!

«Кто истинно возлюбил Господа, кто истинно желает и ищет будущего царствия, …, тот не возлюбит уже ничего временного, уже не позаботится и не попечется ни об имениях и приобретениях; ни о родителях, ни о славе мира сего, ни о друзьях, ни о братьях, словом ни о чем земном, но отложив все мирское … без попечений и лености последует Христу».

Протоирей Игорь Фомин, поясняя этот отрывок, говорит, что оставить означает некое переосмысление, когда вдруг всё из цели превращается в средство достижения главной цели – Христа. Когда мы поднимемся на тридцатую ступень, там должен воссиять Христос.  И уже здесь, на нижних ступенях мы должны запастись средствами, с помощью которых мы будем восходить по этим ступеням. Всё, что вокруг нас есть, является средством: имения, родители, друзья, работа и даже Церковь, таинства, которые нам даровал Господь, чтобы мы достигли Бога. И попечения об этом мы не должны иметь. Оставив попечение обо всем, человек, наоборот, приобретает абсолютно всё.

Перед образом Спасителя в храме

Так некогда поступил и сам Иоанн Лествичник. Он оставил роскошь, блестящее образование, головокружительную карьеру, высокую должность при дворе. И в 16 лет сел на корабль и приплыл в Египет, а оттуда пришел на Синай в послушание старцу.

Игольное ушко

В Иерусалимской стене есть отверстие, которое называется игольное ушко. Через него в город проходили припоздавшие жители и торговцы, когда ворота были уже заперты. Это довольно узкое отверстие, через которое непросто пролезть. И тем более невозможно, если мы имеем за  спиной какую-нибудь ношу. Именно об этом и говорит Спаситель богатому юноше. Оставить всё означает оставить то, к чему мы привязаны и любим больше Бога, то, что мешает нам пройти через игольное ушко в Иерусалимской стене.

Игольное ушко в Иерусалиме

Богатство – это то, что ты любишь, то, к чему привязался, то, что тебе дорого: дети, семья, работа, жена, муж и т.д. Ради Христа, ради Царствия Небесного иногда надо оставить это тоже.

В евангельском отрывке богатый юноша обращается ко Христу: «Учитель Благий!». Бог подает только благо, только добро. Но когда юноша получает ответ от Спасителя на вопрос: «Как наследовать жизнь вечную?», то отходит от Господа опечаленным. Почему же ответ Благого Господа, так опечалил богатого юношу? Господь сказал, чтобы быть совершенным нужно всё продать и раздать нищим. Но жизненные обстоятельства так запутали молодого человека, что он не может отказаться от своей привязанности.

Это действительно большая проблема. Не только комфорт, удобства, различные земные блага, но всё, что отвлекает от насущного, от Христа.

Христос и богатый юноша

Преподобный Иоанн даже пишет, что и милосердие не принесёт никакой пользы, если не стать абсолютно беспристрастным. Ведь очень часто милосердие превращается в тщеславие. При помощи милосердия мы даже можем впасть в грех, когда становимся неразумно милосердными.

В итоге получается, что последовать за Христом мы можем, только если сумеем отказаться. Может не от самих вещей или людей, а от странной привязанности к ним. Спаситель так и говорит: «Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником»

Тому пример святые апостолы, которые ловили сетями рыбу на море Галилейском. Они незамедлительно откликнулись на слово Божие и, оставив всё, последовали за Христом. Они оставили свой промысл, отца, всё, чем жили до этого. Они откинули не только рыболовные сети, но и сети духовные – оставили свои привязанности. Апостолам было мало существования, они алкали свободы и жизни, которую почувствовали в словах Христа.

Призвание первых апостолов

Бесстрастие – это свобода, когда совесть не укоряет. Блажен ты, если совесть тебя не укоряет. Человек должен жить в согласие с совестью. А страсть человеку всегда дает тяжесть. Даже сожженного совестью человека, совесть не перестает обличать в неправоте.

Преподобный Иоанн на ступени беспристрастия так прямо говорит: «Если кто возненавидел мир, тот избежал печали. Если же кто имеет пристрастие к чему-либо видимому, то еще не избавился от нее; ибо как не опечалиться, лишившись любимой вещи?»

Простой рецепт бесстрастия, как говорит протоиерей Игорь Фомин, заключается в смерти человека для мирской жизни, чтобы она не волновала человека. А для этого в большом житейском море должен быть большой корабль. Этим кораблем для нас является Церковь Божия. И когда мы находимся внутри неё, какие бы сильные, грозные житейские волны не вставали перед нами, душа наша находится в покое и доверии Богу.

Преподобный Иоанн Лествичник

О беспристрастии

«Лествица» преподобного Иоанна. О сребролюбии

5-я седмица Великого поста

На рубрику Великого поста

На главную страницу сайта - Семья и Вера