Здравствуйте, дорогие друзья!
Великий канон преподобного Андрея Критского по частям прочитывался в понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы Великого поста. Текст канона пронизан чувством раскаяния за грехи и охватывает события всего Ветхого завета.
Канон дает нам единственно правильный настрой на весь пост – покаянный. Читая его вместе с преподобным Андреем Критским мы переживаем чувство разлуки с Богом, тоску по Нему, ощущение беззащитности перед грехом; начинаем понимать, что только праведная жизнь и искренняя молитва к Господу может нас спасти…
Четверток Великого канона
И вот, пройдя большую часть поста и добравшись до недели прп. Иоанна Лествичника, мы можем почувствовать, что наши духовные и физические силы где-то пошатнулись. Возможно, мы успели уже отвлечься на мирскую суету, растеряли то чувство покаяния, которым хоть немного вдохновились в первую неделю чтением Великого канона. Но Святая Церковь не оставляет нас и призывает собраться вновь всем вместе и укрепить свои духовные силы, настроить себя на покаянный лад. Обычно в среду вечером пятой седмицы поста, накануне четверга совершается утреня, на которой целиком читаются Великий покаянный канон Андрея Критского и житие преподобной Марии Египетской. Другое название этой службы, совершаемой всего раз в году, – Мариино стояние. Ее продолжительность – от трех часов, но подвиг святой, много лет прожившей в пустыне, настолько вдохновляющий, что это длинное богослужение для многих верующих проходит «на одном дыхании».
Для поддержания сил молящихся в день Марииного стояния даже монастырский устав разрешает растительное масло.
Преподобная Мария Египетская
Мария была большой грешницей, но, уверовав в Господа, она посвятила 47 лет своей жизни борьбе со страстями и покаянию. Ее историю для потомков сохранил монах Зосима. Когда старец встретил ее в пустыне, где она чудом выживала все эти годы в одиночестве, перед ним предстала святая.
Святая Мария Египетская была известной грешницей, предметом искушениями соблазна для всех. Мы не знаем, качествовало ли зло в ней самой, была ли она соблазнена, подверглась ли насилию. Но знаем достоверно: как-то она пришла в храм Матери Божией, Которая – образ совершенной цельности, целомудрия, но не смогла войти. Не стоит представлять, будто чудесная сила не давала ей переступить порог; сила эта была, вероятно, в ней самой. Она почувствовала, что эта область слишком свята, чтобы она посмела войти.
Этого было достаточно, чтобы она осознала, что ее прошлое темно и выйти из него можно, только сбросив с себя все зло и начав новую жизнь. Она не пошла за советом на исповедь; она ушла в пустыню.
И год за годом в посте, в молитве, среди жгучей жары, в отчаянном одиночестве она сражалась со злом, накопившимся в ее душе. Потому что недостаточно осознать его; недостаточно даже отвергнуть усилием воли: оно в наших воспоминаниях, вожделениях, в той порче, которую приносит с собой. Преподобной пришлось бороться всю жизнь, но она победила, очистилась от скверны, смогла войти в область Божию: не в храм – в вечность.
Святая Мария Египетская многому может научить нас. Когда-то и мы должны осознать: мир, сотворенный Богом, остался чист от зла хотя покорился, поработился злу из-за нас. Если бы мы почувствовали, что только нам нет там места, и в ответ покаялись, то есть отвернулись в ужасе от самих себя, отвратились в непреклонной решимости – и мы могли бы последовать ее примеру.
Пусть ее образ будет для нас новым вдохновением надеждой, радостью, но и вызовом, потому что напрасно мы воспеваем хвалу святым, если не учимся от них, не стремимся подражать им.
Покаянный канон Андрея Критского