Отношение христианина к едеМир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Правильное и разумное отношение к еде имеет важное значение для каждого человека. «Гордый человек, – пишет святитель Игнатий Брянчанинов в своей статье «О посте», – ты мечтаешь так много и так высоко об уме твоем, а он – в совершенной и непрерывной зависимости от желудка».

Отношение христианина к еде

Именно поэтому святые отцы, раскрывающие в своих творениях законы духовной жизни, так много уделяют внимания этому вопросу. «Всякий, призванный благодатью Божией ко спасению, чувствует нужду заняться своим телом, чтобы оно помогало душе… а не было для нас наветником», – пишет епископ Варнава (Беляев) в своей книге «Искусство святости». Святые отцы давно уже выработали определенные правила в отношении к телу. Все определялось мерою и весом. В меру пили, в меру ели, в меру спали, в меру занимались физическим трудом. Все в меру, ничего лишнего. Общий строй их внешней жизни был очень ровен, нормален…

Трапеза у монахов

Такую постоянную умеренность в пище с благоразумной разборчивостью в ней святитель Игнатий Брянчанинов и называет постом: «Глава добродетелей – молитва; их основание – пост… Закон поста, будучи внешне законом для чрева, в сущности, является законом для ума. Ум, этот царь в человеке, если желает вступить в права своего самодержавия и сохранить их, должен прежде всего подчиниться закону поста. Только тогда он будет постоянно бодр и светел, только тогда он может властвовать над пожеланиями сердца и тела, только при постоянной трезвенности он может изучать заповеди евангельские и последовать им. Основание добродетелей – пост».

Как нам приучить себя к посту?

Для этого, прежде всего, требуется постепенность. Некоторые необдуманно и поспешно берутся за подвиги поста и начинают безмерно поститься. Таковых пост не прочен, не полезен, а скорее вреден: они или расстраивают свое здоровье, или от голода делаются нетерпеливы и раздражительны, без толку злятся на всех и на все, пост скоро делается для них невыносимым, и они бросают его. Чтобы наше расположение к посту сделать прочным, нужно приучать себя к нему не спеша, внимательно, не разом, а постепенно.

Старик за столом

Обратите внимание на свой желудок и определите, сколько ему требуется в сутки пищи и пития, потом понемногу уменьшайте количество употребляемой пищи и доведите его до того, что больше уже нельзя сокращать, чтобы не подвергнуться ослаблению, изнурению, неспособности к делу. Помните, что заповедал Сам Господь: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством» (Лк. 21:34).

Для христианина, желающего исполнить эти правила и соблюсти закон поста, весьма важным является качество пищи. Самая естественная пища – та, которая назначена человеку сразу после его создания Богом, – пища из царства растительного. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; – вам сие будет в пищу (Быт. 1:29). И только после потопа разрешено употребление мяса.

Постные продукты

О пользе растительной пищи

По словам святителя Игнатия Брянчанинова, растительная пища наименее горячит кровь, наименее утруждает плоть, она – самая здоровая. По этим причинам при употреблении ее сохраняется чистота и бодрость ума, а с ними и его власть над всем человеком.

Эту же мысль подтверждает и епископ Варнава (Беляев): «… Питание преимущественно растительной пищей делает нас выносливыми и даст возможность работать равномерно и без преждевременного утомления. Весь секрет заключается лишь в целесообразном выборе и смешении пищевых продуктов и во внимательном и правильном их приготовлении». Однако при всей необходимости и пользе этих продуктов для человеческого организма их употребление в продолжение года Святая Церковь подчиняет определенным законам – церковным постам.

Постный обед

Соблюдение постов – обязательное правило для всех членов Церкви. «Церковь, – говорит епископ Иустин, – расположила свои посты так, чтобы они служили для нас врачевством: после продолжительного употребления скоромной пищи дает пост, чтобы очистить и восстановить деятельность желудка; и, сделав это, опять разрешает скоромную пищу».

«Правила поста, – говорит святитель Игнатий Брянчанинов, – установлены Церковью с целью вспоможения чадам её, как руководство для всего христианского обязательства. При этом предписано каждому рассматривать себя с помощью опытного и рассудительного духовного отца и не возлагать на себя поста, превышающего силы, потому что, повторяю, пост для человека, а не человек для поста; пищею, данною для поддержания тела, не должно разрушать его».

В Церковном Уставе ясно указано и время употребления, и качество постной пищи. Все строго рассчитано, с тою целью, чтобы ослабить в нас страстные движения плоти, возбуждаемые обильным и сладким питанием тела; но так, чтобы не совсем расслабить нашу телесную природу, а – напротив – сделать ее легкой, крепкой и вполне способной подчиняться движениям духа и выполнять его требования.

Растительная пища

Объедение – свидетельство проблем в духовной жизни?

– Один грех часто ведет за собой другой. Когда мы объедаемся, свидетельствует ли это о каких-то проблемах в духовной жизни? Надо ли с этим как-то бороться?

Протоиерей Андрей Ткачев: Нет греха, который был бы один. Грех всегда творится в цепочке ещё с рядом каких-то грехов. И нет добродетели, которая была бы одна. Невозможно сделать только одну добродетель или выполнить только одну заповедь. Они тоже тянут за собой друг друга. Начни давать милостыню – и захочется молиться. Захочется молиться – простишь древнего врага. Простишь древнего врага – найдешь свое счастье.

Постная трапеза

Чревоугодие – это не единственный грех, он потащит за собой остальные. И, конечно, он симптоматичен, потому что человеку свойственно заедать свои проблемы. То есть мы можем свой стресс просто зажевывать. Например, наедаться сладеньким, вкусненьким на ночь. Потому что на душе у нас как-то плохенько, жиденько, хлюпенько. Люди просто заедают свои проблемы.

Можно обратиться к практикующему психологу, а можно взяться за себя и заметить в кого я превращаюсь и кем я должен быть. Вставать на час раньше и выбегать на пробежку, чуть-чуть меньше кушать; Есть поменьше всегда полезно. Заняться собой.

Отношение христианина к еде

Пост в жизни православного христианина

На рубрику Великого поста

На главную страницу сайта - Семья и Вера