Литургическая поэзия

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Все литургические тексты имеют поэтический характер. Молитвословия и песнопения, которые мы слышим во время богослужений очень древние. Большинство из них возникло не позже IX-XI веков. И это уникальная возможность – слышать и повторять древние слова – дана каждому из нас во время богослужения.

Как правильно воспринимать эти тексты? И в чем главное отличие новой поэзии от литургической? Ответы на эти вопросы содержатся в статье поэта и богослова Ольги Седаковой.

Об авторе и читателе Литургической поэзии

Существует мнением, что новая поэзия – авторская, а литургическая анонимна, безымянна, наподобие фольклора. Это не верно.

У всех литургических текстов есть автор. Но некоторые песнопения и молитвословия без автора только потому, что имя его осталось неизвестно.

Часто имена авторов надписаны, и, если вы откроете Триодь или Октоих, там будет обозначено, чьё это сочинение. Как правило, всё это тексты, написанные монахами. Но разница между литургической гимнографией и поэзией Нового времени в другом, не в анонимности текста.

Октоих

Если человек читает, скажем, стихи Пушкина «Я вас любил…», совсем не считаясь с тем, что это стихи Пушкина, а не его, читателя, высказывание –  мы не назовем его квалифицированным читателем. Можно в этих стихах находить самую глубокую близость собственным чувствам (как теперь говорят, «стихи про меня»), но между этими чувствами и самой словесной плотью стихов всегда стоит Автор.

А если мы будем читать литургические тексты или тексты псалмов и молитв, помня, что это слова царя Давида, Исаака Сирина, или ещё кого-то, но не наши собственные – это будет таким же нарушением правил отношения с текстом. Читатель или слушатель в храме должен повторять эти слова «от себя лично». «От юности моея мнози борют мя страсти» – мы читаем эти строки совсем не так, как пушкинские: дескать, царь Давид говорит о  своей юности и своих страстях. Нет, каждый произносит эти слова как свои, и говорит о своей юности, и просит об освобождении от своих страстей.

Пророк Давид Псалмопевец

Литургическая поэзия

Божественная Литургия – с пояснениями

На главную страницу сайта - Семья и Вера