Троица Андрея РублеваЗдравствуйте, дорогие друзья!

17 июля совершается память известнейшего, благодатнейшего иконописца всех времен – преподобного Андрея Рублева.

В истории изобразительного искусства средневековой Руси нет более яркого и значимого для отечественной культуры имени, чем имя Преподобного Андрея Рублева. Несмотря на то, что о нем написаны книги и статьи, сняты фильмы, в том числе гениальным режиссером Андреем Тарковским, организованы музейные экспозиции и т.д., его имя окружено ореолом таинственности и загадочности. Летописные своды слишком скупы на информацию, слишком немногословны в кратких сведениях и немногочисленных упоминаниях. Хотя жил он, как и мы сегодня, в сложную эпоху перемен и знаковых событий в отечественной истории.

Преподобный Андрей Рублев

Это было удивительное время – конец ХIV – начало ХV вв. Время первых ростков национального самосознания русского народа после Куликовской битвы. Она положила конец вековому унижению, физическому и духовному геноциду народа после монголо-татарского нашествия на Русь. Формирование русского централизованного государства происходило в условиях ожесточенной борьбы с внутренними и внешними врагами за элементарное выживание народонаселения. Длительное соперничество Москвы и Твери за главенство в геополитическом пространстве Руси рубежа ХIV-ХV вв. разрешилось в пользу Москвы. Именно она стала центром собирания русских земель. Во многом благодаря тому, что выступила инициатором объединительной идеи. Идеи, ставшей спасением после вековой раздробленности княжеств, которой воспользовались противники Руси.

Когда Москва стала центром Руси, в ней активно стало развиваться зодчество, строились храмы.

Древняя Москва

Возникает потребность в мастерах иконописи и фресковой живописи, которые получают новый импульс для развития. Приглашенный из Византии Феофан, прозванный Греком, активно работает в Москве и Великом Новгороде.

Хотя Феофан Грек был старше инока Андрея Рублева, и Андрей не мог не знать его работ, тем более они вместе работали в Кремле, удивительно, что молодой иконописец не попал под влияние манеры зарубежного мэтра, что было бы естественно в порядке ученичества. Он пошел своим путем в искусстве, создав свой неповторимый, глубоко национальный по форме, духовному содержанию язык христианской живописи, созвучный эпохе.

Преподобный Андрей Рублев

О личности Преподобного Андрея Рублева почти ничего неизвестно. Единственная датированная работа знаменитая «Троица» (1408 г.). Место погребения – Спасо-Андрониковский монастырь в Москве, могила не сохранилась, но на территории монастыря действует Музей древнерусского искусства имени А. Рублева. Как инок Андрей упоминается в «компании» с Феофаном Греком в летописных записях о работах художников в Кремле. Также его имя встречается в «компании» с Прохором из Городца на работах в Звенигороде, в группе с Даниилом Черным при росписи собора Успения во Владимире. Вот как об этом пишут в летописях: «В сие время Москва славилась иконописцами, Симеоном Черным, старцем Прохором, городецким жителем Даниилом и монахом Андреем Рублевым, столь знаменитым, что иконы его в течение ста пятидесяти лет служили образцом для всех иных живописцев. В 1405 г. он расписал церковь Св. Благовещения на дворе великокняжеском, а в 1408 г. соборную Св. Богоматери в Владимире, первую вместе с греком Феофаном и с Прохором, а вторую с Даниилом»…

Святой преподобный Андрей Рублев

На сводах Успенского собора во Владимире в ликах апостолов из сцены «Страшного суда» уже угадываются сугубо «рублевские» черты в трактовке лиц, фигур и колорита. Кстати, сейчас эти фрески опять нуждаются в реставрации. Такая скупость сведений о личности художника в летописях вполне понятна: художник – иконописец – чаще всего монах, служит Богу, а не собственным амбициям, как некоторые «деятели» современного искусства, занятые «пиаром» собственной бездуховности. Летописи молчат о родителях и происхождении Преподобного Андрея Рублева. Скорее всего, судьба мальчика, оказавшегося в окрестностях Москвы в столь лихое время, была трагична. Это было время бесконечных «моров», эпидемий, выкашивавших в одночасье целые деревни. Деревянная Москва постоянно горела и отстраивалась заново после набегов Мамая, Тохтамыша, Эдигея. Они не прекратились даже после Куликовской битвы и окончательно исчезли только при правнуках Дмитрия Донского. Исследователи предполагают, что, оставшись сиротой, юноша нашел поддержку и покровительство в Троице-Сергиевой лавре. Преподобный Сергий со свойственной ему кротостью и лаской благословил инока, а Даниил Черный стал наставником в ремесле иконописца.

Андрей Рублев и Даниил Черный

Работы Преподобного Андрея Рублева

Основные работы Преподобного Андрея Рублева в монументальной живописи широко известны и неплохо изучены – это иконостасы Благовещенского и Троицкого соборов в Москве, упомянутые фрески храма Успения на Городке и Успенского собора во Владимире. Его образы Звенигородского чина, отличающиеся монументальностью образов и зрелым мастерством часто приводят как пример «высокого иконостаса». Но безусловным шедевром является икона «Троица», вызвавшая огромное количество подражаний, но оставшаяся непревзойденной по духовному содержанию и смыслу. Тихая молитва, молчаливый призыв к единению и миру делают эту икону актуальной и в наше время, когда славянский мир толкают в пучину конфликтов и конфронтаций. Как писали «Троицу» до Рублева, известно. Иллюстрируя легенду о явлении патриарху Аврааму и жене его Сарре трех ангелов, возвестивших скорое чудесное рождение Саррой сына, художники рисовали среднего ангела довлеющим над двумя остальными, превосходящим их. Это соответствовало рассказу о том, что Бог спускался на землю в сопровождении, так сказать, рядовых чинов ангельского лика.

Иконописец Андрей Рублев

Преподобный Андрей Рублев отходит от принятых норм. Он мыслит образами как новатор. Задолго до окончательного воплощения замысла в ясных красках иконы Рублев должен вдруг «увидеть» трех ангелов, явившихся на землю не только для возвещения пожилой чете Сарре и Аврааму благой вести о рождении у них сына, а для того, чтобы научить людей искоренять вражду, обретать дружеское согласие отказом от корысти, готовностью к самопожертвованию. Для его иконы мелочные подробности созданных ранее «Троиц» были не нужны. Рублев без колебания опустил чудесные обстоятельства появления божества, отказался от изображения Авраама с Саррой, пиршественных яств, сцены с закланием агнца. Он лишь намекнул на место действия, показав мамврийский дуб и палаты патриарха. Сознательно порвав с традицией, художник выделял основное – образы трех духовно единых существ, склоняющихся перед чашей – символом смертной чаши, которую во имя рода человеческого готов испить Христос, показанный в средней фигуре.

Спас из Звенигородского чина

Преподобный Андрей Рублев жил в ХV столетии задолго до таких мыслителей и живописцев, как Микеланджело, Рафаэль и Леонардо да Винчи. Нельзя не обнажить голову перед пытливым московским монахом, который более шестисот лет назад сумел сохранить во всех тяжких испытаниях, среди мерзости и гнусности своего времени полное доверие к жизни и к будущему. Нельзя не гордиться тем, что имя Андрей Рублев – русское имя.

В наше время, когда жизненное пространство вновь теряет гармонию, распадаясь на конкурирующие «куски», воюющие группировки, растет угроза тотальных конфликтов, льется кровь невинных в разных уголках планеты, полезно чаще обращаться к «Троице» Преподобного Андрея Рублева с древним, как мир, молитвенным словом: «Спаси, Господи!» И да будет услышан этот призыв к миру.

Страшный суд Андрея Рублева

«Троица» Андрея Рублева

Среди мятущихся обстоятельств времени, среди раздоров, междоусобных распрей, всеобщего одичания и татарских набегов, среди этого глубокого безмирия, растлившего Русь, открылся духовному взору бесконечный, невозмутимый, нерушимый мир, «свышний мир» горнего мира. Вражде и ненависти, царящим в дальнем, противопоставилась взаимная любовь, струящаяся в вечном согласии, в вечной безмолвной беседе, в вечном единстве сфер горних. Вот этот-то неизъяснимый мир, струящийся широким потоком прямо в душу созерцающего от «Троицы» Рублева, эту ничему в мире не равную лазур – более небесную, чем само земное небо, да, эту воистину пренебесную лазурь, несказанную мечту протосковавшего о ней Лермонтова, эту невыразимую грацию взаимных склонений, эту премирную тишину безглагольности, эту бесконечную друг пред другом покорность – мы считаем творческим содержанием «Троицы». Человеческая культура, представленная палатами, мир жизни – деревом и земля – скалою, – всё мало и ничтожно пред этим общением неиссякаемой, бесконечной любви: всё – лишь около неё и для неё, ибо она – своею голубизною, музыкою своей красоты, своим пребыванием выше пола, выше возраста, выше всех земных определений и разделений – есть само небо, есть сама безусловная реальность, есть то истинно лучшее, что выше всего сущего.

Святая Троица Андрея Рублева

Андрей Рублев воплотил столь же непостижимое, сколь и кристально твёрдое и непоколебимо верное видение мира.

Священник Павел Флоренский

«Троица» Андрея Рублева

17 октября в истории. Преподобный Андрей Рублев

На главную страницу сайта - Семья и Вера