6 августа в истории. Иконописец ДионисийЭтот день 6 августа 1502 года считается датой начала работ прославленного иконописца Дионисия по росписи стен Ферапонтова монастыря.

Иконописец Дионисий

Многие искусствоведы называют иконописца Дионисия последователем другого известного иконописца святого Андрея Рублева. Но в отличие от своего великого предшественника, имя Дионисия стало известно художникам-реставраторам лишь в начале XX века. В 1911 году исследователь церковной старины Василий Георгиевский издал книгу о фресках собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, где Дионисий был обозначен как основной автор живописного украшения обители.

Фреска работы Дионисия в Рождественском соборе Ферапонтова монастыря

Фрески Дионисия Ферапонтова монастыря

Полотна, засиявшие в интерьере и на фасаде храма площадью в 600 квадратных метров, прославляли милосердие и величие Пресвятой Девы Марии. Они стали одними из немногих произведений мастера, сохранившихся с XVI века в первозданном виде. Сама же роспись, занявшая 34 дня, поразила прихожан насыщенностью цвета, гармонией и выверенностью пропорций.

Вырвавшись из классических канонов росписи, фигуры фресок взлетели к сводам храма изящно, воздушно и грациозно, что отмечал один из русских искусствоведов Михаил Алпатов:
«Висящий Христос кажется парящим… Богоматерь высится… И вместе с тем время остановилось, ничего не происходит, все существует как выражение вечных, неизменных законов бытия».

Фрески иконописца Дионисия в Ферапонтовом монастыре

Московский период

К высокой оценке этого живописного дарования присоединялись, как современники, прозвавшие изографа «преизящным мастером», так и богатые вельможи. В их числе был русский царь Иван III Васильевич. Он назначил Дионисия главным в росписи Успенского собора Московского Кремля с астрономическим окладом в 100 рублей. По тем временам это было целое состояние. Конечным результатом царь с боярами остался доволен. Как повествовала летопись, стояли они под сводами храма, «видя многочудные росписи, мнили себя, аки на небесах стоящими…»

Фреска Ферапонтова монастыря

Житие на двоих

Своеобразная манера написания фресок, отличавшаяся доминированием белых, золотистых, зеленоватых цветов, стала не единственным новшеством Дионисия. Впервые на одной иконе он совместил двух святителей митрополитов Петра и Алексея. Несмотря на то, что биографии и хронологии святых никогда не пересекались, зоркое око иконописца нашло для них свои параллели – фигуры, жесты, одинаковые моменты бытия.

Икона митрополита Петра и митрополита Алексия

«По своему живописному мастерству эта икона представляет собой одну из вершин древнерусского искусства… Все строится на тончайших соотношениях цветовых пятен…В последних клеймах, где рассказывается о событиях после смерти Алексея, краски приобретают акварельную прозрачность… Вся икона выглядит не столько как рассказ, сколько как панегирик в честь московского митрополита», – подчеркивал Алпатов.

Другие работы Дионисия

С не меньшим профессионализмом и любовью Дионисий сотворил другие иконы – Богоматерь Одигитрию, «Уверение Фомы», «Распятие». Работоспособность иконописца была огромной. Количество созданных образов и настенных росписей исчислялось десятками. Но из-за того, что Дионисий часто работал не один, точно определить автора не всегда возможно.

Иконы «Распятие» и «Уверение Фомы»

Но те работы, авторство которых доказано за Дионисием однозначно, многие поставили в один ряд с величайшими примерами мировой иконописи, тем самым подтверждая слова исследователя древнерусского искусства Василия Георгиевского:
«И Дионисий, подобно Рублеву, стремился к воплощению «неземной красоты», к изображению таких людей, весь облик которых звал к очищению и нравственному совершенствованию».

6 августа в истории. Иконописец Дионисий

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера