В этот день 20 августа 1813 года родился Владимир Соллогуб. Граф. Славянофил. Популярный писатель и драматург своего времени.
Владимир Соллогуб
Владимир Соллогуб юношей был ярким представителем «золотой молодежи» своего времени. Дед служил адъютантом у польского короля, мать привечал государь Александр I, любивший часами беседовать с аристократкой на тему словесности. Отец Владимира одевался, как «денди лондонский», что в черновике «Евгения Онегина» Пушкина отразилось фразой «Гуляет вечный Соллогуб». Развлекались же графы чаще всего в многочисленных частных салонах, где собирались «сливки общества».
«…состоящие из людей, соединенных между собой свободным призванием и личными талантами… имевшие не только у нас, но и повсюду ощутительное, хотя некоторым образом невидимое влияние на современников», – это мнение министра народного просвещения Сергея Уварова.
Отношения Соллогуба с творческими людьми
Владимир, выросший на домашних беседах об искусстве, тяготел к литературе. Поэтому еще на философском отделении Дерптского университета сблизился с рядом творческих людей: поэтом Николаем Языковым, Василием Жуковским и семейством Карамзиных.
При первой встрече с Николаем Гоголем, писатель показался Соллогубу жалким. Но вечером, после прочтения «Майской ночи» будущий драматург и прозаик был поражен и уничтожен талантом Гоголя.
Гуляя в Царскосельском парке, граф познакомился и с Пушкиным.
«… Он только что вступил в брак и гулял под ручку с супругой, первой европейской красавицей…», – вспоминал Соллогуб.
Позднее якобы неучтивость в отношении Натальи Николаевны чуть не привела к дуэли между сложившимися приятелями, но последовало примирение, а Соллогуб даже присутствовал секундантом на первой дуэли Пушкина с Дантесом.
Начало литературной деятельности Соллогуба
По-приятельски в пушкинском журнале «Современник» была напечатана и дебютная новелла Владимира под названием «Три жениха». Широкий успех принесла и «История двух калош». А одним из самых обсуждаемых и популярных произведений стала повесть «Тарантас», состоящая из путевых очерков, выход которой критик Виссарион Белинский назвал «истинным праздником для критики», резюмировав:
«… столько же новое, сколько и прекрасное произведение, которое своим появлением составило бы эпоху и не в такое бедное изящными созданиями время, каково наше. Семь глав «Тарантаса», давно уже известных публике, давали понятие только о достоинстве целого произведения, а не о идее его, прекрасной и глубокой, которую можно понять только по прочтении всего сочинения, проникнутого удивительною целостностью и совершенным единством…»
Кстати, именно эта повесть популяризировала знаменитую фразу: «шапками закидаем».
Затем были кавказские очерки, сборники рассказов, комедия для театра, либретто для оперы, роман и брошюры «об организации тюремного труда».
«В настоящее время тюрем… нравственно влияющих нет, а существует какой-то страшный подземный мир несчастных и отпетых», – заявил Соллогуб.
На этом поприще граф был инициатором уникального эксперимента, открыв для заключенных пять ремесленных артелей, школу для обучения грамоте и церковному пению. И даже возглавил смирительно-рабочий дом.
Несмотря на государственную службу, отнимавшую время, упреки в тщеславии, барстве, многие из коллег полагали, что Соллогуб все-таки занял почетное место под солнцем литературы. К ним присоединился и Гоголь, называя «Вово» лучшим повествователем.
«Никто не щеголяет таким правильным, ловким и светским языком. Слог его точен и приличен во всех выраженьях и оборотах. Остроты, наблюдательности, познаний всего того, чем занято наше высшее модное общество, у него много…»