Как сохранить себя от мираЗдравствуйте, дорогие друзья!

Конец прошлого и начало нынешнего столетия – время особое. Оно привнесло в нашу жизнь совершенно новые черты, одна из которых страх. Опасения за свою жизнь и жизнь близких, тревога быть ограбленным или обманутым. Эти и многие другие страхи побуждают нас ставить решётки на окнах, сейф-двери в квартирах, домофоны в подъездах и потому попасть в квартиру своих друзей и знакомых бывает проблематично.

Да, люди охраняют свои жилища, пекутся о своей безопасности. Но об этом ли нужно тревожиться прежде всего? Вот как на этот вопрос отвечал почти сто лет назад священномученик Григорий Лебедев. «Одним из самых больших бедствий нашей жизни является отсутствие сторожбы – охраны. Но речь идет не о материальной стороне жизни. Здесь люди осмотрительный, осторожны, заботливы. Центром нашей жизни является душа. А вот о ней мы заботимся как о прошлогоднем снеге. Потому что забыли об этом. Забыли, потому что сами и прогнали из души Того, Кто напоминал нам о её охране, чтобы не беспокоил нас. Когда в винограднике наших душ стояла сторожевая башня, была ограда, был сторож. Об этом позаботился Сам Отец Небесный. Но башня разрушена, а сторож уволен. Нет больше охраны! Нет сторожбы! А душа наша стала как проходной двор».

Священномученик Григорий Лебедев

Как сохранить себя от мира?

Как защищать свою душу от соблазнов мира, и какую ограду возводить? На эти вопросы отвечает протоиерей Артемий Владимиров.

Самым неохраняемым объектом оказалась наша собственная душа, которой весь мир недостоин. Столь она по замыслу Божьему прекрасна – бессмертная, разумная, свободная в выборе лучшего, различающая добро и зло.

В связи с этим поднимается вопрос – как правильно разуметь евангельские слова: «кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее»?

Слово Иисуса Христа приточное. Поэтому необходимо точно разуметь каждое его слово в окружающем его контексте. Иначе можно прийти к совершенно противоположным выводам и обмануться в своем восприятии глаголов вечной жизни.

Проповедь Христа

Под душою в данном месте подразумеваются пороки, страсти, худые желания, недобрые греховные помыслы – всё то, что именуется мiром. И соответственно «сберечь душу свою в мире сем» означает настолько сродниться с пороком, бесконечно потворствовать своим дурным желаниям, потакать страстям, которые кажутся нам ближе, чем собственная душа, страстям, которые становятся второй природой, натурой испорченного человека. И идя этим широким путем, скатываясь незаметно, но верно по наклонной плоскости, мы действительно в опасности. Мы можем лишиться самого спасения, которое в единение со Христом, которое в очищении нашего сердца от страстей.

Но вот тот, кто захочет погубить свою душу ради Христа и Евангелия, обретет ее. Если ты мужественно вступаешь в противоборство с лукавыми страстями, которые кроются где-то в глубинах твоей души, как змеи прячутся в своих норах, и если вступаешь в эту священную брань ради Господа, призывающего тебя к совершенствованию – уподоблению Ему, стяжанию Святого Духа, то на этих путях суровой борьбы, самоотречения, жертвенного служения Богу в молитве и людям в любви мы вновь обретаем самих себя, личина грешника изменяется в лицо, а лицо становится ликом. Личностное начало в человеке обретает только тот, кто дает место Христу в глубинах собственной души. А наша душа – это чистое полотно, tabula rasa, на которой должен отпечатлеться нерукотворный лик нашего Спасителя.

Спас Нерукотворный в храме

Спасение христианина во Христе, в лоне Матери-Церкви есть всегда противостояние миру, о котором слово Божие говорит: не любите того, что в мире, не любите мира с его похотями и страстями, ибо проходит образ мир сего. Кто любит мир, тот не может быть другом Богу, но лишь исполняющий волю Отца на этой земле пребывает вовек.

Как сохранить себя от мира?

Как спасать душу среди шумного мира?

На главную страницу сайта - Семья и Вера