В этот день 18 сентября 1941 года несколько советских стрелковых дивизий впервые получили имя гвардейских. Произошло это после битвы под Смоленском.
Русская и советская гвардия
Исторически «гвардейскими» именовали отборные полки. Часто самые близкие личности монарха, гордость любой армии. В годы же революции и Гражданской войны красногвардейцами называли всех бойцов без разбора. Разномастные ополченцы не имели должной подготовки, сходство с настоящими гвардейцами заканчивалось изысканным названием. В короткий промежуток вековые традиции были искоренены.
Первые советские гвардейские части появились через три месяца после начала Великой Отечественной. И произошло это не от хорошей жизни. Нужно было как-то отличить прославившие себя дивизии за массовый героизм, мужество, за самопожертвование. Из первых четырех гвардейских дивизий, три вышли из пекла боев под Смоленском.
Наступление вермахта на Могилев-Смоленск-Невель
Это была крупнейшая операция стратегического значения, продлившаяся два месяца. Враг к тому моменту был уже в Прибалтике, Белоруссии, Западной Украине. За неделю до того Гитлер публично заявил об успехе всех планов. Сотни километров, пройденные почти без задержек, уже не оставляли сомнений у Гитлера, что последняя преграда на пути к Москве – Смоленск – вот-вот падет.
Участь Смоленска была незавидной, и в военной кампании прошлых столетий. Древний город, ворота в Москву, штурмовали литовцы, поляки, французы. Теперь он стоял на пути самой мощной группы армии «Центр». Все, казалось, говорило о быстрой развязке. Преимущество и инициатива были полностью на стороне противника. В полтора раза больше живой силы, в семь раз больше танков, вчетверо – самолетов. К 10 июля главная ударная сила вермахта, танковые группы Гота и Гудериана, подошли к Витебску и Могилеву. Гот вступил в бой за Витебск с 19-й армией маршала Конева, еще не развернутой в боевой порядок. За два дня город был взят. Через четыре дня передовые соединения достигли Ярцева за Смоленском. В результате силы нескольких советских армий оказались в образующемся котле. Среди десятков тысяч пленных был и Яков Джугашвили – сын Сталина. В то же время Гудериан форсировал почти без потерь Днепр в районе Могилева. 16 июля его войска вошли в Смоленск. Казалось, что план уже выполнен – всего за неделю пройдено больше 200 километров до Смоленска, в окружение попали три армии.
Смоленское сражение
Однако 21 июля силами только что сформированного Резервного фронта советские войска начали контрнаступление. Опьяненные успехом, немцы уже не считали Красную Армию себе ровней. Директива ОКВ от 15 июля гласила:
«… после уничтожения многочисленных окруженных частей противника и разрешения проблемы снабжения группа армии «Центр» вполне может осуществить дальнейшее наступление на Москву…»
Однако реальность оказалась таковой, что по всем ключевым направлениям немцы перешли к обороне. К концу июля ценой немалых потерь им удалось установить шаткое равновесие на фронте.
А следующие полтора месяца прошли в тяжелых боях за небольшие города. Советским войскам пришлось оставить Рославль, Гомель, Мозырь. Смоленск пал 5 августа. Контратаки приводили к большим потерям и решительно успех нигде не принесли. Слабая концентрация сил, недостаток техники не позволили переломить ход сражения. К тому же сказывался недостаток боевого опыта. 10 сентября войска всех фронтов, занятых в сражении – Западного, Резервного и Брянского – перешли к обороне.
Немцы в этой битве взяли верх. Хотя их потери при этом оказались кратно меньше, но Гитлер посчитал, что оставшихся сил не хватит для решительного наступления на Москву, и, несмотря на возражения генералов, повернул войска на юг, на Киев. По мнению некоторых историков, это решение все и перевернуло. В самый сложный период войны падение столицы могло привести к краху. Но она устояла, благодаря героизму советских солдат, сражавшихся под Смоленском, благодаря только что родившейся советской гвардии. Война продолжалась.