В этот день 22 сентября 1784 года на острове Кадьяк русские основали первое постоянное поселение на Аляске, в Америке.
Русская Америка
Удивительно, но первые упоминания о русских в Америке, Аляске, относятся еще к середине XVIII века. Один анадырский казак в 1762 году утверждал:
«А народы на них (островах Американского континента) живут как русские, всем образом сходны, а которые старообразны, у тех бороды отрощены, а у молодых нет… Домы у себя оные народы рубленые как русские».
Часто предполагают, опираясь на эти и другие сведения, что русские издавна начали заселять соседний материк. Ведь и в XVII веке пропадали кочи, ладьи, с казаками, мореходами, ходившие в Тихом океане. Почему бы кому-то из пропавших не выжить и не основать пару деревень на Аляске?
Григорий Шелихов
Первое же надежное известное постоянное поселение в Америке связывают с вполне конкретным именем, купца Григория Шелихова. Именно о нем поэт Дмитриев написал:
«Как царства падали к стопам Екатерины,
Росс Шелихов, без войск, без громоносных сил,
Притек в Америку чрез бурные пучины,
И нову область ей и Богу покорил,
Не забывай, потомок,
Что Росс твой предок был и на Востоке громок!»
Освоение русскими Америки и Аляски
В августе 1784 года Шелихов с довольно большой группой поселенцев прибыл на крупный остров Кадьяк у северо-западного берега Америки. Планов было «громадье». Строить дома, городки, торговые фактории, торговать с Китаем и другими ближними и дальними соседями. С Шелиховым была даже жена, которая в пути разродилась дочерью. Бухта, где срубили первое русское поселение в Америке, прозвали бухтой Трех Святителей.
А Шелихов вскоре мыслями был уже где-то еще восточнее, мол, надо ставить еще большее селение на материке «при хорошей судоходной реке, по которой бы можно было с удобностию доставать лес к кораблестроению и самое кораблестроение производить… также, чтоб вблизи был строевой лес, поле для пазбы скота, и для всевания хлебов…»
Уже и родилось имя для столицы этого края и для всей земли – «Славороссия».
Шелихов был далеко не единственный зверобой и промышленник на Аляске. В то же время тут действовала крупная компания некоего Лебедева-Ласточкина. Та, в конце концов, разорилась. Прежде всего, из-за крайне грубого отношения с местными племенами. Шелихов же был преисполнен и созидательной энергии. И с алеутами он наладил взаимовыгодные контакты. Скажем, в первые же пару лет он организовал для местных мальчиков школу, о чем гордо писал:
«Должен отдать народу сему справедливость, в остроте ума, ибо дети их весьма скоро понимали свои уроки и некоторые до отъезду моего столько выучились по-российски говорить, что без нужды можно было их разуметь. Я оставил таковых учащихся грамоте 25 мальчиков, которые гораздо охотнее желают быть с россиянами…»
И уже он давал советы своим представителям в Америке:
«Холостых ныне посланных поселян постарайтеся обженить на хороших американских девках, для чего нарочно послал я к вам на подарки невестам их и будущим женам разных вещей…»
Православное миссионерство в Америке
Тогда же вослед за промышленниками пришли миссионеры.
«Они нас любят, а мы их, и живем хорошо… Так усердно приемлют крещение, что все свои шаманские наряды изломали и сожгли», – это из письма архимандрита Иоасафа, руководителя мисси.
Еще в конце XVIII века он писал в столицу о крещении 6740 туземцев. Россия, русская культура, православие, все прочнее утверждались в этой части западного полушария.
Правда, это проникновение в Америку до поры было совсем без участия государства. Так что известный деятель «Русско-американской компании» Резанов как-то не без грусти констатировал:
«Ежели бы ранее мыслило правительство о сей части света… то утвердительно сказать можно, что новая Калифорния никогда б не была Гишпанскою принадлежностью».