Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!
Рождество Богоотроковицы продолжает праздноваться ещё несколько дней после 21 сентября. На следующий день, в свете накануне вспоминавшегося события, Святая Церковь предлагает нам воздать благодарственную молитвенную память тем, кому мы обязаны появлением Её в мире. Это родители Пресвятой, Пречистой и Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы – Иоаким и Анна!
Праведные Богоотцы Иоаким и Анна
Праведные Иоаким и Анна являются потомками благословенных Богом родов. Иоаким – сын царского рода Давидова. Анна – первоосвященнического рода Левиина по отцу и из колена Иудина по матери. Они жили в Назарете Галилейском.
Иоаким и Анна были соединены союзом любви в честном браке. Они относились к браку как к венцу и завершению Божественного домостроительства. И ожидали благословенного плода как исполнения своего предназначения на земле. К тому же в те времена весь израильский народ ожидал Мессию – Избавителя и Спасителя мира. И в каждом жила тайная, в подсознании гнездящаяся мысль: «Не я ли обрету благословение Божие послужить этой великой цели».
Супруги жили под благословением Божием. Богатством и достатком был наполнен их дом. Но не для кого им было собирать земные блага. Дом их оставался бездетным. Это обстоятельство ещё больше укрепляло и вдохновляло их на духовные подвиги, усердие и постоянство в молитве. Дом души их созидался в терпении и смирении, покоящихся на твердом уповании на волю Божию.
Горевал о бесчадии Иоаким. Однажды, когда он пришел в Иерусалимский храм с намерением принести дар Богу, его приношение было отвергнуто священником. Ведь его семья наказана Богом бесчадием. Святой Иоаким смиренно принимает поношение как справедливый гнев Бодий, преследующий его бездетностью. Опечаленный Иоаким удалился в пустыню для поста и молитвы. Сорок дней напряженного молитвенного подвига подъял старец. Одному Богу ведомо, о чем молился старец. В это время и праведная Анна вторит молитвой супругу. Не останавливаясь перед естественными преградами к исполнению ее прошения, она просит чуда.
Праведные Иоаким и Анна всю жизнь верно служили Богу, они звали Его непрестанно и неотступно. Они звали Его и тогда, когда ожидать просимого было уже бессмысленно.
Пройден искус целой жизнью. И родилась у Иоакима и Анны Дочь, Которую по повелению Ангела, родители назвали Марией. Отдали они свою в храм в трехлетнем возрасте для служения Богу, Который явил им на исходе лет, милость и благословение деторождения.
Самая бесстрастная супружеская пара
Вот что пишет о святой Анне и о святом Иоакиме, о Богоотцах, старец Паисий Святогорец.
«С детского возраста я относился к святым Богоотцам с великим благоговением. Я даже просил о том, чтобы в монашестве мне дали имя Иоаким. Сколь многим мы им обязаны!
Святые Иоаким и Анна были самой бесстрастной супружеской парой из когда-либо существовавших. У них совершенно не было мирского мудрования.
Именно так Бог сотворил человека. И Он хотел, чтобы люди рождались так же – бесстрастно. Но после грехопадения в отношениях между мужчиной и женщиной появилась страсть. И как только появилась бесстрастная супружеская пара – такая, каким сотворил человека Бог и каким по Его замыслу надлежало быть человеческому рождению, так родилась Пресвятая Богородица – это Чистое Создание, а впоследствии от Неё воплотился Христос.
Помысел говорит мне, что Христос пришёл бы на Землю и раньше – если бы раньше на Земле появилась чистая целомудренная супружеская пара, какой были святые Иоаким и Анна.
Римо-католики впадают в прелесть. Якобы от благоговения они верят в то, что Божия Матерь родилась, не имея первородного греха. Тогда как Она не была освобождена от первородного греха и родилась именно таким образом, каким Бог хотел, чтобы люди рождались после творения. Она была Всечистой, потому что Её зачатие произошло без наслаждения. Святые Богоотцы горячо молились Богу о том, чтобы Он даровал им дитя. И после этой молитвы они сошлись [как супруги] – не по плотской похоти, но по послушанию Богу. Я убедился в этом после одного чудесного события, которое пережил на Синае».
Зачатие и Рождество Пресвятой Богородицы было естественным, а не девственным. «Она была Всечистой», потому что, как пишет Святой Иоанн Дамаскин в своём «Слове на Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии», Она была зачата «целомудренно». Но и Сама Она Своим подвигом умножила полученную от родителей святость, отражая «всякий излишний и душевредный помысел до того, как его вкушала»
Акафист святым и праведным Богоотцем Иоакиму и Анне