29 сентября в истории. Трамвайное движение в Санкт-ПетербургеВ этот день 29 сентября 1907 года состоялось торжественное открытие трамвайного движения в Санкт-Петербурге.

Трамвайное движение в Санкт-Петербурге

Десять новеньких вагонов отправились в путь, возводя столицу Российской империи в ранг городов с современным общественным транспортом. Произошло это осенью 1907 года. Пресса в мельчайших подробностях описала столь важное событие:

«На тротуарах Адмиралтейского проспекта, против Александровского сада масса публики. Тут же на путях в два ряда десять новеньких, с иголочки, трамвайных моторо-вагонов. Проспект усыпан песком. Всюду необыкновенная чистота. Вагоновожатые в новеньких блестящих тужурках…»

Открытие трамвайного движения в Санкт-Петербурге

Семь минут – а именно столько длился первый рейс – вагон вез важных пассажиров: городского голову Резцова, градоначальника генерала Драчевского, членов Городской думы. На всем пути за трамваем шли жители Петербурга.

Возникновение трамвайного движения

К этому моменту в Европе трамвай был уже привычным обитателем городских улиц. В 1881 году немецкий концерн «Сименс» выпустил первый образец. Он перевозил пассажиров под Берлином. И буквально за десятилетие трамвайное движение начало появляться во всех крупных городах мира.

Первый трамвайный рейс в Санкт-Петербурге

Хотя именно Россия могла стать первооткрывательницей трамвайного движения. Еще в 1860-х годах у военного инженера Федора Пироцкого появилась мысль о карете, движимой по рельсам при помощи электричества. Через двадцать лет он написал доклад «Передача силы на любое расстояние с помощью гальванического тока (проводники – рельсы и провод), в том числе и для движения поездов». За докладом последовала демонстрация трамвайного вагона – вероятно, первая не только в России, но и во всем мире. Журналист описал это так:

«22-го августа 1880 года в 12 часов дня на Песках, на углу Болотной улицы и Дегтярного переулка, в первый раз в России двинут вагон электрическою силою тока, идущего по рельсам, по которым катятся колеса вагона».

Трамвай Пироцкого

От конки до трамвая

Казалось бы, запуск нового транспорта в Петербурге – дело решенное. Но у Пироцкого не было денег для совершенствования конструкции, зато было много недоброжелателей. Появление трамвая задевало бизнес интересы владельцев конок, линий, на которых движущей силой были лошади.

Дело в том, что по договору с городом конке в аренду сдавалась земля всех центральных улиц. Столичная власть не имела права вводить новые виды тяги на существующих или вновь прокладываемых маршрутах. Предпринимались попытки выкупить линии, но владельцы конок сразу начинали судебные тяжбы. Дошло до карикатурного факта. Первые трамвайные рельсы в Петербурге проложили в 1895 году по льду Невы. В обход договора об аренде земли. Понятно, что такие линии не могли обслужить большой современный город.

Конка Санкт-Петербурга

И пока в России на пути прогресса стояли конки, немецкие бизнесмены Карл и Вернер Сименс начали выпуск вагонов, конструкция которых удивительно совпадала с проектом Федора Пироцкого. Выдающийся российский инженер Пироцкий умер в бедности в 1898 году. И только спустя 4 года истек срок договора между Петербургом и владельцами конок.

«Вся сеть конно-железных дорог общества со всем подвижным составом, т.е. со всякого рода вагонами, лошадьми, конской сбруей, кучерским и кондукторским платьем… а равно все относящиеся к предприятию земли… с возведенными на них домами, сараями, конюшнями, конно-железными парками и со всей материальной частью» с 3 сентября 1902 года переходит к городу. И только тогда Петербург мог обзавестись самым передовым видом общественного транспорта.

Трамвайное движение в Петербурге

К сентябрю 1907 года в северной столице было три трамвайных парка. И уже через год Петербург невозможно было представить без трамвая. Ежедневно его услугами пользовались 230 тысяч столичных жителей. Такая вот ирония. Самый большой город империи, ее столица, видела опыты Пироцкого буквально первой в мире. Но в итоге Петербург стал 27-м городом России – после Киева, Нижнего Новгорода, Риги и других – с регулярным трамвайным движением.

29 сентября в истории. Трамвайное движение в Санкт-Петербурге

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера