22 октября в истории. КБ ТуполеваВ этот день 22 октября 1922 года основано старейшее в России КБ Туполева.

Андрей Туполев

Близится солидный вековой рубеж существования первого советского конструкторского бюро. Сам Туполев колыбель своего конструкторского бюро видел в ЦАГИ – центральном аэродинамическом институте.

Институт появился по инициативе дедушки русской авиации – Жуковского. В 1909 году профессор математики Жуковский взялся вести совершенно новый курс – воздухоплавание. С первых дней курс посещал бойкий и талантливый юноша – Андрей Туполев. Спустя 9 лет профессор возглавил целый институт, а начальником авиационного отдела и первым помощником стал Туполев.

Андрей Туполев и Николай Жуковский

КБ Туполева

С 22 октября 1922 года Андрей Николаевич руководил «комиссией по металлическому самолетостроению». Сейчас это звучит почти нелепо – каким же еще может быть самолет? Но на заре авиационной эры самолеты были деревянными. В начале 1920-х годов мысль о металлическом самолете была скорее авантюрной. Тем не менее, новообразованная комиссия взялась за проектирование первого образца. Легендарное конструкторское бюро начиналось с 12 человек. Всего через год, 21 октября 1923 года, Туполев представил опытный образец «АНТ-1». В его конструкции впервые использовались металлические сплавы. Проектировали машину в плохо оборудованных мастерских, в бывшем купеческом доме.

Самолет «АНТ-1»

Не прошло и года, как появился «АНТ-2» – первый цельнометаллический советский самолет. Каждое крыло по 10 метров длиной пришлось собирать в соседнем сарае, а сам самолет во дворе под навесом. В начале 1930-х годов ЦАГИ и его подразделение пережили несколько реорганизаций. То его включали в состав КБ Ильюшина, а Туполева назначали заместителем, то ЦАГИ снова обретал самостоятельность. Наконец, самолетостроение СССР приобрело современную структуру, а Туполев снял с себя часть административных полномочий, чтобы полнее погрузиться в инженерную работу. Именно в 1930-е годы появились его прорывные самолеты. ТБ-3 – первый в мире четырехмоторный бомбардировщик моноплан. АНТ-20 «Максим Горький» – гигантский восьмимоторный самолет. АНТ-22 – гидросамолет-рекордсмен, способный садиться в открытом море при высоте волны до полутора метров.

Гидросамолет АНТ-22

В 1936 году под началом Туполева трудилось почти 4500 специалистов. И вдруг все заколебалось. В октябре 1937 года Туполева арестовали, как и многих видных инженеров, почти на два года. Работы КБ остановились. Правда, чтобы не терять даром навыки конструкторов, сидевших в тюрьмах, организовали ЦКБ-29 под надзором НКВД. В нем трудились зеки-конструкторы: Мясищев, Петляков, Томашевич и сам Туполев.

Туполева освободили в июле 1941 года в разгар войны. Его конструкторское бюро вновь ожило, набрало обороты. В 1947 году в нем трудилось уже 5200 человек. С 1950-х годов КБ успешно вошло в реактивную эру. Ту-16 и Ту-22 – многоцелевые военные самолеты, прослужившие до конца века. В 1955 году поднялся в воздух пассажирский самолет Ту-104 – первый в мире лайнер с реактивной тягой. Ту-95 – последний винтовой бомбардировщик, который до сих пор на службе ВВС России.

Андрей Николаевич Туполев

Всего КБ Туполева за годы своей работы выпустило около 300 моделей. Какие-то остались в единичном экземпляре, другие выпускались сотнями и тысячами. Из трехэтажного купеческого дома КБ разрослось несколькими высотками в разных городах страны, 12 энтузиастов – в 12000 человек, трудящихся сегодня.

22 октября в истории. КБ Туполева

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера