Чтобы семья была счастливойМир Вам, дорогие посетители православного сайта о семье и вере!

Благ и счастлив тот человек, у которого есть верный спутник жизни, любимые дети. Человеку в этом мире трудно одному. Трудно не только и не столько от одиночества, сколько от неимения возможности развивать свою духовную жизнь. Ведь жизнь в семье учит каждого из его членов жертвенности, терпению, любви. Сложно научиться делиться, если не с кем это постоянно практиковать. Сложно научиться терпеть неудобства, если живешь один в роскошной квартире. Сложно научиться теплоте и доброте, если ты не получаешь с избытком этого каждый день.

В статье подобраны высказывания святых отцов, богословов и психологов, связанные с семьей, а в частности, отношениями до брака, между мужем и женой, о воспитании детей.

ГРАЖДАНСКИЙ БРАК

«Поживем годик-другой, – рассуждают молодые люди, – присмотримся. Брак – дело серьезное, надо сначала попробовать жить вместе. Если все будет хорошо – распишемся, если нет – разойдемся». Выглядит даже разумно и логично. Но есть мудрость века сего, а есть Премудрость Божия. Гражданский брак – безумие в глазах Божиих. Почти все, кто пробуют жить вместе без брака, никогда так и не расписываются, но разбегаются, лишь покалечив свою душу. Ведь в гражданском браке настоящая любовь не рождается. И это легко увидеть хотя бы из отношения в таком «браке» к появлению детей. При истинной любви обязательно хотят детей, но в гражданском браке, как правило, детей не заводят. Какие дети, если взрослые с собой разобраться не могут?

Задумчивые мужчина и женщина

В гражданском браке никакого сближения между людьми не происходит, они держат друг друга на расстоянии. Они в постоянной готовности разбежаться. Они не хотят брать на себя ответственность друг за друга, а без этого любовь немыслима (Священник Илия Шугаев).

ГЛАВА ЖЕНЕ – МУЖ

Как-то раз отца Епифания посетила молодая обрученная пара с целью разрешить свое недоумение: кто кому будет подчиняться после свадьбы? Выслушав их, батюшка сказал, обращаясь к невесте: «Когда у супругов существуют различные мнения, и каждый настаивает, чтобы было так, как он хочет, тогда, как ты понимаешь, может произойти разрыв. Следовательно, кто-то из двоих должен уступить. Теперь послушай, почему лучше уступить тебе. Если мнение супруга правильно, то польза будет всей семье. Если же решение мужа неверно, тогда, естественно, оно не приведет ни к чему хорошему. Следовательно, он вынужден будет сказать себе: «Зачем я настоял на своем и не поступил так, как советовала жена?» Когда так повторится 2-3 раза, тогда без всяких уговоров и скандалов с твоей стороны он не будет делать так, как хочет. Следовательно, для тебя же лучше, если ты поначалу несколько раз уступишь супругу (Из жизни архимандрита Епифания (Феодоропулоса)).

Муж и жена

ОТЧЕГО ПРОБЛЕМЫ В СЕМЬЕ?

Из-за отсутствия смирения все проблемы. Мы все не хотим смиряться: мужья – перед Богом, жены – перед мужьями, дети – перед родителями. Как только каждый встает на свое место, все проблемы в семье начнут исчезать; сказывается еще и стремление сравнить свою семейную жизнь с жизнью других семей, когда возникает зависть. С одной стороны, мы понимаем, что Бог дал индивидуальность, неповторимость, что мы друг на друга не похожи и семьи не похожи, но почему-то мы хотим жить, как все. А жить, как все, невозможно, потому что мы все разные. Бог кому-то дал больше благополучия, кому-то меньше, и нужно смиряться, учиться радоваться тому, что есть. За всё благодарить это путь к богатству, потому что богатство – это умение соглашаться с обстоятельствами своей жизни и умение жить по средствам. Мы иногда завидуем и даже не подозреваем, что, как только семья становится материально благополучной, она чаще всего распадается (Архимандрит Георгий (Шестун)).

Супруги

ЛЮБОВЬ МЕЖДУ СУПРУГАМИ

Когда один из супругов любит другого, то, даже находясь вдали от него, он все равно будет близко, потому что для любви Христовой не существует расстояний. Однако если, Боже упаси, между супругами нет любви, то они, даже находясь рядом, могут быть, по сути, друг от друга далеко. Поэтому каждый из супругов должен стараться всю свою жизнь сохранить любовь к другому, принеся себя в жертву ради него. Плотская любовь соединяет мирских людей внешне только до тех пор, пока они обладают мирскими качествами. Когда эти мирские качества теряются, плотская любовь разъединяет людей, и они скатываются в погибель. А вот когда между супругами есть настоящая, драгоценная, духовная любовь, то, если один из них потеряет свои мирские качества, это не только не разъединит их, но объединит еще крепче (Преподобный Паисий Святогорец).

Семья весной

ДОМАШНЕЕ ХОЗЯЙСТВО И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ МАТЕРИ

Вместо того чтобы скрупулезно заниматься домашним хозяйством – вещами бездушными, – матери лучше заняться воспитанием своих детей. Пусть она говорит им о Христе, читает им жития святых. Одновременно она должна заниматься и вычищением своей души – чтобы и она духовно сияла. Духовная жизнь матери незаметно поможет и душам ее детей. Таким образом, ее дети будут жить радостно, и сама она будет счастлива, потому что в себе она будет иметь Христа. Меня к Иисусовой молитве приучила мать. Когда мы, будучи детьми, совершали какую-нибудь шалость и она была готова рассердиться, то я слышал, как она начинала вслух молиться: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». Сажая в печь хлеб, мать произносила: «Во имя Христа и Пресвятой Богородицы». Замешивая тесто и готовя пищу, она тоже постоянно произносила Иисусову молитву. Так освящалась она сама, освящались хлеб и пища, которые она готовила и те, кто их вкушал (Преподобный Паисий Святогорец).

Мама с детьми

СПОСОБЫ ВОСПИТАНИЯ

По сути, существуют два различных, если не сказать противоположных, способа воспитания: союз с добрыми задатками ребенка и война с дурными наклонностями. Если воспитатель настроен на союз, то он как бы говорит ребенку: «Ты ведь славный, хотя, как я вижу, у тебя бывает и дурное на уме. Я верю в твою доброту и в твои силы; я буду помогать и защищать тебя, и вот увидишь – ты скоро победишь». Если же воспитатель замышляет войну, он так подходит к ребенку: «Ты дрянной мальчонка, и твой поступок является зеркалом твоей души; я не верю в тебя, и от меня ты пощады не жди; ты заслуживаешь дурного обращения, потому что ни на что хорошее ты не способен; трусишка, из страха перед наказанием ты даешь выход вовне своим дурным инстинктам, так как нутро у тебя подвержено порче!» Тот, кто заключает с ребенком союз, пытается стать его Ангелом Хранителем. Тот, кто объявляет войну ребенку, становится его преследователем и врагом (И. А. Ильин).

Чтобы семья была счастливой

«Спорительница хлебов» – икона Божие Матери

На главную страницу сайта - Семья и Вера