В этот день 2 ноября 1843 года родился Марк Антокольский. Российский скульптор, известный по изваяниям исторических деятелей.
Марк Антокольский
Марк Антокольский родился в городе Вильно, в районе Антоколь, в бедной многодетной семье трактирщика. Не лучший старт для будущего классика русской скульптуры. Детские годы Марка были настолько тяжелыми, что свою биографию Антокольский начал писать с момента поступления в Академию художеств.
«Детство мое слишком мрачно, да так мрачно, что я с содроганием вспоминаю. Я был нелюбимым ребенком, и мне доставалось от всех…», – вот почти и все о своем детстве.
Первый опыт творчества, когда Антокольский расписал дома печь, закончился жестокими побоями. Благо Марка отправили учеником в мастерскую резчика по дереву, который и стал его первым наставником. Будущему мастеру помогло вот что. Увидев однажды репродукцию знаменитой картины Ван Дейка «Христос и Богоматерь», Антокольский вырезал ее из дерева. А уже эту работу увидела жена виленского генерал-губернатора Назимова. Она и написала рекомендательное письмо своей петербургской подруге, баронессе, Эдите Раден, фрейлине великой княгини Елены Павловны. Так в жизни Антокольского произошел счастливый поворот. Он отправился в Петербург, и осенью 1862 года был зачислен в Академию художеств вольнослушателем.
Творчество скульптора Антокольского
Уже вскоре на выставках появились его скульптуры «Портной» и «Скупой». Обе работы были удостоены серебряной медали, а за «Скупого» ему назначили и скромную стипендию. Марк писал другу:
«В классе работаю целый день, и не имею свободной минуты, но зато теперь не падаю духом. И, слава Богу, получил на экзамене первый номер…»
Однако хроническое безденежье не давало возможности сосредоточиться. Чтобы прокормить себя, скульптор работал в токарной мастерской, вырезая номера на бильярдных шарах из кости за несколько копеек. В этот период он писал:
«Стол у меня очень плохой. Вернее будет, если напишу, что никакого стола у мня нет».
А одеждой и обувью Антокольскому помогали товарищи. Нужно было предпринять какой-то решительный шаг, и скульптор принял участие в конкурсной программе Академии, и создал статую Иоанна Грозного. Непосильный труд в сырой мастерской резко ухудшил здоровье Антокольского. Работа по настоянию врачей неоднократно прерывалась. И все же, в 1872 году статуя была показана на международной выставке в Лондоне. Успех «Иоанна Грозного» был настолько значительным, что Кенсингтонский музей заказал для своего собрания гипсовый слепок. Еще ни одна работа русского мастера не попадала в зарубежные музеи. Статую посмотрели высокие чины Академии художеств. Великая княгиня уговорила своего брата Александра II посетить мастерскую Антокольского. Перед визитом государя в Академии начались спешные приготовления: красили лестницы, расстилали ковры, проводили свет и газ. Царь, увидев «Иоанна Грозного», тут же сделал скульптору заказ на повторение скульптуры в мраморе. Царское одобрение вызвало переполох среди профессоров. И Антокольский совершенно неожиданно получил звание академика.
Следующей вехой в творчестве Антокольского стала статуя Петра Великого. Ее идея родилась во время работы над «Иоанном Грозным». Скульптор писал:
«Мне хотелось олицетворить две совершенно противоположные черты русской истории. Мне казалось, что эти, столь чуждые один другому, образы в истории дополняют друг друга и составляют нечто цельное».
Самые известные скульптуры Антокольского, это «Христос перед судом народа», «Нестор летописец», «Смерть Сократа», «Мефистофель». Их он создал в Италии, на лечении, но – для России. Мастер не принял ни одного заграничного заказа, и мечтал всегда вернуться на родину. Его желание исполнилось лишь после смерти. Умер Антокольский в 1902 году в Германии, а похоронен был в Петербурге, на Преображенском кладбище.