4 января в истории. Сарыкамышская операцияВ этот день 1915 года (по новому стилю) капитулировал 9-й турецкий корпус. Подошла к концу грандиозная Сарыкамышская операция.

Османская империя в Первой Мировой войне

Турецкий политик Энвер-паша не зря любил, когда его сравнивали с Наполеоном. Это был главный идеолог пантюркизма, мечтавший об объединении тюркоязычных народов под сенью могучей Османской империи. Он обожал Германию, в которой несколько лет проработал военным атташе. И – легко догадаться, как он относился к России, давнему противнику Турции.

К 1914 году военный министр Энвер-паша стал негласным лидером нации, и он же втянул ее в Первую Мировую войну на стороне Германии. Осенью 1914 года он прибыл на Кавказский фронт. Здесь турецкому Наполеону грезился его «Аустерлиц», его большая победа.

Энвер-паша

Планы Османской Турции

Энвер очень верно оценил стратегическую слабость русской позиции. Центр снабжения и связи его противника находился в Сарыкамыше, маленьком городке, железнодорожном тупике. Оттуда до русских окопов была сотня километров. Энвер придумал одним 11-м корпусом связать с фронта основные русские силы, а двумя другими корпусами, 9-м и 10-м, смелым фланговым маневром по горным перевалам выйти к Сарыкамышу. Там, захватить железную дорогу, тылы, и таким образом разом взять в мешок всю Кавказскую армию русских. Германский военный советник Отто Лиман фон Сандерс оценил возможности операции, однако тут же и заявил возражение:
«Сколько у вас имеется зимних шерстяных шинелей для солдат?»

Турки были почти не готовы к зимней кампании. Энверу предлагали перенести бросок хотя бы н март, когда погода не будет такой суровой, подкопить запасы одежды, но военный министр был решительным. Он только отправил в отставку нескольких генералов, которые были против.

Энвер-паша и Отто фон Фельдман

Сарыкамышская операция

И вот 22 декабря небольшой заслон на крайнем правом фланге русской армии был смят. Турки рвались вперед, по сугробам, по перевалам. Тут же обнаружились все их грядущие проблемы. Уже на следующий день две турецкие дивизии открыли друг по другу огонь, просто не разобравшись в сутолоке, где враг. Погибло 2000 человек (такова была подготовка османских войск). Показал себя и мороз. Когда турки подошли к Сарыкамышу, от трети до половины их личного состава замерзли на перевалах.

И все же их удар никто не ждал. Все, чем располагала наша армия в Сарыкамыше – это пара пушек, несколько нестроевых батальонов с однозарядными старыми берданками, несколько взводов, которые проходили переформирование и пара сотен выпускников школы прапорщиков. Тут же проездом оказался полковник Генерального штаба Николай Букретов. Он-то и взял на себя первым командование обороной. Удивительно, как в условиях паники и неразберихи, перед лицом не весь откуда нагрянувшего многочисленного врага, горстка солдат дала отпор. Это был триумф русского офицера и  солдата, и самопожертвование, и дисциплина. Уже через несколько дней командующий Александр Мышлаевский просто бросил все и бежал в тыл. Лидерство брал на себя то Николай Букретов, то генерал Михаил Пржевальский, то оказавшийся тут будущий герой Кавказа Николай Юденич. Наступил момент, когда турки уже ворвались в город, взяли казармы и даже вокзал. Наскоро подоспевшие всего две сотни казаков-пластунов ночью, в молчаливой атаке сбросили врага обратно в горы.

Позиции русской армии под Сарыкамышем

31 декабря от самоуверенности Энвера-паши уже не было и следа. Его солдаты замерзали в снежных окопах, русские уже стянули порядочные подкрепления. «Я надеюсь, что мы завтра сумеем удержаться на наших позициях». И теперь уже части генерала Юденича пошли в наступление. Он рассек части врага надвое, все шло к полному разгрому. 3 января большую группировку турок прижали к крутому горному хребту, они ползли вверх, но срывались по ледяным скалам прямо под казачьи шашки.

4 января штаб 9-го корпуса турок развел костер из документов, когда они услышали: «Не двигайтесь, сдавайтесь!» К ним шел русский офицер. Он принял оборванных солдат за какой-то пикет и даже не подумал, что это важные турецкие командиры. Человек же, который привел сюда турецкие корпуса, Энвер-паша, за день до того лихо бежал в тыл. За неполный месяц до 90% турецких войск, начавших операцию, были потеряны в горах Кавказа.

Разгром турецкой армии при Сарыкамыше

4 января в истории. Сарыкамышская операция

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера