Собор Пресвятой БогородицыПресвятая Богородица, спаси нас!

8 января Святая Церковь совершает празднование собора Пресвятой Богородицы.

Дева послужила нашему спасению

Прежде чем настал тот день, в который Богу подобало, склонив Небеса, снизойти к Нам, Дева послужила общему спасению следующим образом: с самого рождения Она строила жилище для Могущего спасти человеческий род и созидала дом Божий прекрасным, таким, который мог бы оказаться достойным Его. И Царь ни в чем не нашел заслуживающим порицания свой царский дворец. Впрочем, Она не только предоставила жилище, достойное царственного величия, но и приготовила для Него из Самой Себя багряницу, пояс, как говорит Давид, величие, силу и самое царство. Подобным образом некий преславный град, выделяющийся величиной, красотой, благородством и численностью жителей, богатством и всякой силой, может не только предложить царю кров и гостеприимство, но и становится для него державой, украшением, крепостию и ополчением и тем самым может ввести необоримое зло для врагов, а для своих спасение.

Икона Божией Матери «В родах Помощница»

Бог желал, чтобы Матерь носила его во чреве столь же свободно, как и Он воплотился добровольно, чтобы Она стала Матерью по желанию и доброй воле, чтобы Она не просто соучаствовала, как что-либо из того, что движется по воле другого, но, будучи привлеченной к делу домостроительства, Сама принесла Саму Себя и стала соработницей Ему в промышлении о роде человеческом, так чтобы быть имеющей долю и участницей в связанной с этим чести. Далее, как Сам Спаситель не только по плоти был человеком и Сыном Человеческим, но имел и душу, и ум, и волю, и вообще все человеческое, то и родиться Он должен был от совершенной Матери. Которая бы послужила Его рождению не только естеством тела, но и умом, и волей, и всем, что Она имела. Необходимо было, чтобы Дева сделалась Матерью и телом, и душой, всецелое человечество принеся для неизреченного рождения.

Прп. Никодай Кавасила

Собор Пресвятой Богородицы

Иконография Собора Пресвятой Богородицы является своеобразной иллюстрацией стихиры праздника Рождества Христова: «Что Тебе принесем, Христе, яко явился еси на земли яко Человек, нас ради? Каяждо бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: Ангели – пение; небеса – звезду; волсви – дары; пастырие – чудо; земля – вертеп; пустыня – ясли; мы же – Матерь Деву. Иже прежде век, Боже, помилуй нас».

Образ Собора Пресвятой Богородицы

На Русь иконография Собора Богоматери пришла с Балкан. Среди известных фресок Рождественского собора Ферапонтова монастыря, созданных в 1502 году Дионисием, есть роспись «Что Ти принесем, Христе?». В соответствим с текстом здесь представлены Богоматерь с Младенцем и «твари», при-носящие благодарение своему Создателю: поющие Ангелы, волхвы, пастухи, аллегорические фигуры Земли и Пустыни, а также певцы, возглавляемые святыми гимнографами, авторами многих песнопений в честь Богоматери –  Иоанном Дамаскиным и Космой Маиумским.

Образ Богородицы

Изображения Богоматери занимают особое место в иконографии. Ее почитание основано на догмате о Боговоплощении: «Неописанное Слово Отчее, из Тебе, Богородице, описася воплощаемь…» (кондак 1-й недели Великого поста), поэтому впервые изображение Девы Марии появляется в таких сюжетах, как «Рождество Христово» и «Поклонение волхвов». Основу иконографии Рождества составляют фигуры Богородицы и Богомладенца Христа, лежащего в яслях в пещере. Центральное положение Богоматери здесь подчеркивает Ее место и роль в устроении человеческого спасения. В доиконоборческом искусстве Она изображается либо сидящей у яслей, либо лежащей на одре.

Образ Рождества Христова

Сидящая у яслей Мария – образ безболезненного рождения Христа, непостижимого девственного рождества Той, Которая «прежде Рождества Дева и в Рождестве Дева и по Рождестве Дева». На византийских и русских иконах Она обычно представлена лежащей, что подчеркивает реальность Рождества и тем самым – Боговоплощения.

Помощь Божией Матери

Первое чудо Христос совершил по просьбе Своей Матери, пожалевшей бедных людей. Он претворил воду в вино, которого не доставало на их свадьбе. По любви к людям, Божия Матерь часто просила помощи у Спасителя, и Он ради Нее оказывал эту помощь. Как любящий сын, Христос исполняет просьбы Своей Матери и теперь. Поэтому, молясь Богу, мы обращаемся к Богородице: «Пресвятая Богородица, спаси нас». Тогда, на свадьбе, к Богородице никто не обратился с просьбой о помощи, Она Сама увидела, что бедным людям неоткуда взять вино для брака. Теперь, когда мы знаем о Ее любви ко всем, мы обращаемся к Ней с молитвой о помощи. Во всем мире почитают Божию Матерь.

Претворение воды в вино во время брака в Кане Галилейской

В России много храмов, чудотворных икон, посвященных Ей. Эти иконы носят свои названия, или по тому месту, где они находились – Владимирская, Казанская, или же другие, которые давал народ: «Всех скорбящих радость», «Утоли мои печали».

Перед образом Пресвятой Богородицы
«Утоли моя печали»

Я зажгу свою лампаду
Перед образом святым
«Утоли моя печали»,
Помоги рабам Твоим!
О, Владычица Святая!
Сердце рвется к небесам…
Сердцем слышу, Всеблагая,
Шлешь Ты помощь Свою нам.
Будто зорька заблистала…
Будто близится рассвет…
Сила зла уж меньше стала
И отчаянья уж нет…
И яснее мысли стали
Пред иконою Твоей-
«Утоли моя печали» Благодатию Своей.

Инокиня

Пресвятая Дева Мария и праведная Елисавета

Собор Пресвятой Богородицы

Семейный календарь на 8 января

На главную страницу сайта - Семья и Вера