Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!
Преподобные и богоносные отцы прославлены Святой Церковью за свою святую жизнь, полную духовных подвигов. Каким образом они достигли той высоты духовной жизни, что стали так угодны Богу, Который увековечил их в памяти Церкви и поставил для нас добрым примером?
В основе всех духовных подвигов святых людей лежит главным образом жажда, которую нельзя описать словами, но можно познать только сердцем. Это жажда называется жаждой доброделания и проявляется в потребности до бесконечности делать всё то, что является основой духовной жизни, что ведёт к богоугождению, к жизни во Христе. Сердца подвижников были наполнены до глубины этой жаждой, они жили и горели этим. Стремление угодить Богу заставляло их непрестанно творить добро ради Христа.
Обратимся к житию истинного раба Божьего, который имел в миру эту необычайную жажду.
Подвижник благочестия доброделания
Великим рабам Господним уподоблялся в жажде духовной преподобный Макарий Александрийский. И этот подвижник благочестия, несмотря на то, что подвизался в одиночестве, приобрел множество духовных добродетелей и получил дары исцеления и изгнания бесов из человеческих сердец.
Но, несмотря на это, он не удовлетворился своими трудами, но жаждал найти учителей духовных, которые показывали бы еще больший пример доброделания, нежели сам Макарий. И когда он узнавал о таком подвижнике, спешил научиться от него новому духовному деланию. Однажды он услышал, что некоторые иноки во всю святую Четыредесятницу вкушают невареную пищу, тогда и Макарий положил в своем сердце правило подобного воздержания. В течение ряда лет преподобный не вкушал вареной пищи вообще, а питался только сырыми овощами, размоченными бобами. Около семи лет он проводил такую строгую жизнь, воздерживаясь в пище. А когда по истечении этого срока он навык этой добродетели, то услышал, что некий инок проявляет еще большее воздержание. Подражая этому иноку, Макарий стал вкушать очень небольшое количество хлеба, пить немного воды и употреблять незначительное количество постного масла. Он приобрел себе кувшин с узким горлом и клал туда ломтики сухарей. Когда наступало время вкушать пищу, Макарий опускал руку в кувшин, и сколько рука могла взять сухарей – столько он и вкушал пищи. «Бывало, – рассказывал о себе преподобный, – моя рука хотела взять побольше, по потребности телесной, но узкое горлышко кувшина не давало ему сделать это, так что в руке оставалось лишь несколько сухариков».
Расположимся делать всё угодное Богу
И таких примеров жажды доброделания можно найти великое множество в житиях святых. Они ревновали о Боге и всей своей жизнью стремились Ему угодить. Читаешь жития святых – и радуешься об избранных сосудах Божиих!
А если мы посмотрим на свою жизнь пристально и внимательно, то найдем ли хоть толику этого стремления к доброделанию? Найдем ли в себе стремление угождать Богу, что ведет нас ко спасению души? Хотя, если коснется удовлетворения телесной жажды, в еде или питие, то здесь большинство из нас обильно позволяет себе и то и другое. Но как дело касается творения добрых дел, созидания своей вечной жизни, то все мы становимся немощны.
Если бы знали и понимали, сколько милосердия Божьего, Его незримого покрова и защиты смогли бы снискать за свою расположенность творить всё угодное Господу, то непременно поспешили бы подражать духоносным подвижникам благочестия добродетелей.
Беседы с батюшкой. Как стать добрым?