В этот день 1852 года родился дирижер, известный педагог Московской консерватории Василий Сафонов.
Василий Сафонов
Родившись в семье казачьего генерала, Василий имел возможность стать потомственным офицером. Но увлекшись теорией музыки и частными уроками на фортепиано, он не видел для себя иного пути, кроме творческого. Всего за несколько лет Сафонов закончил Петербургскую консерваторию с большой золотой медалью, разделив ее вместе со своим выдающимся педагогом Николаем Заремба, выпустившим целую плеяду талантливых музыкантов. В их числе был и композитор Петр Чайковский, который через несколько лет написал Сафонову:
«Московская консерватория была бы польщена, если бы Вы соблаговолили поступить в состав профессуры по фортепьянному классу. В лице Вас Московская Консерватория сочла бы большим благополучием приобрести отличного преподавателя и притом природного русского».
Деятельность Сафонова в стенах Московской консерватории
Уже в Московской консерватории Сафонов стал профессором. Его призыв к честному служению благородному искусству музыки вылился в написание методического пособия для учащих и учащихся под названием «Новая формула». Его положительно оценивал британский пианист, руководитель академии музыки Томас Троттер. Хотя в целом русские идеи по технике фортепианного мастерства были настолько оригинальными и новаторскими, что широкого применения не нашли. Возможно еще и потому, что изложение было «математическим», трудно восприимчивым для гуманитариев. Однако техника успешно применялась самим автором.
«Я много упражняюсь и играю с сыновьями камерную музыку почти ежедневно. Пальцы у меня теперь хоть куда…», – отмечал Сафонов в письме к своему другу.
В Московской консерватории профессор шел против стандартов – менял постановку рук у студентов, вмешивался в репертуарную политику, устанавливал жесткие рамки соблюдения дисциплины для разгильдяев, добивался строительства нового здания консерватории. В то же время он помогал малоимущим студентам состояться в профессии, поддерживал благотворительные концерты и начинания, чем вызвал не только благодарность со стороны государя Александра III, оценившего вклад общественного деятеля чином статского советника и правительственными наградами, но и открытое недовольство коллег. «Масло в огонь» подлила ситуация, когда «Кавказский орел», как Сафонова называли за глаза, отказался поддерживать зарождавшиеся революционные университетские настроения, и был вынужден покинуть свой пост. Впереди музыканта ждало многолетнее гастрольное турне за границей, откуда он вернулся на родину в 1918 году, и схватка с новой властью, не нуждавшейся в педагоге-монархисте.
Сафонов после революции
Красный террор не мог простить и поддержку Сафоновым врага революции адмирала Колчака. Несколько раз большевики выводили всю семью музыканта на показной расстрел, издевательски отменяя казнь, чем и довели главу семейства до сердечного приступа. Но даже в эти месяцы жизни Сафонов неутомимо работал, о чем свидетельствуют записи очевидцев.
«Судьбе, по-видимому, было угодно, чтобы я отдавал свои силы чужим людям, но для родины моей я сделал то, что мне велели долг и совесть. И не худо бы людям знать, что в баклуши я не бью, и русское знамя держу, как следует».
После себя профессор Сафонов оставил обширное музыкальное наследие. А главное – своих учеников, среди которых были Скрябин и Метнер. Василий Сафонов – бывший дирижер Нью-Йоркского симфонического оркестра, многолетний глава московской консерватории.