История становления праздника СретенияС праздником Сретения Господня!

Празднуя Сретение Господне, Церковь вспоминает особое событие из земной жизни Спасителя. По закону Моисея (Лев. 12) над женщиной, которая родила мальчика, на протяжении сорока дней действовал запрет входа в храм. По окончании этого периода мать приносила ребёнка в храм, чтобы воздать Господу жертву благодарения и очищения. Пресвятая Богородица не нуждалась в очищении, так как непорочно родила Источник чистоты и святости, но по Своему смирению Она исполнила предписание закона.

Все ветхозаветные праведники верили в Грядущего Мессию и ждали Его прихода. В Иерусалиме жил праведный старец Симеон. Ему было обещано Господом, что он не уйдёт из жизни, пока не увидит Спасителя. По Божьему внушению он пришёл в храм в тот момент, когда Дева Мария и праведный Иосиф принесли туда Богомладенца, чтобы совершить предписание закона. Праведный Симеон взял Христа на руки и произнёс пророчество о Нём и о Богородице (Лк.2:34–35). Также в храме находилась пророчица Анна. Она прославляла Бога и говорила всем о Христе (Лк.2:37–38).

Сретение Господа Иисуса Христа

История становления праздника Сретения

Древнейшим сохранившимся воспоминанием о праздновании Сретения Господня на христианском Востоке является «Паломничество ко Святым местам», составленное в к. IV в. и принадлежащее перу западной паломницы Сильвии Аквитанки. Это произведение ещё не присваивает Сретению особого литургического названия, именуя его просто «Сороковым днём от Богоявления», и вкратце излагает описание торжества, которое совершалось в тот день в Иерусалиме.

Сильвия Аквитанка пишет, что сороковой день после Богоявления в Иерусалиме празднуется с большой честью. В этот день совершается процессия в Храм Гроба Господня, и всё происходит с большой торжественностью, как на Пасху. Все священники и епископы проповедуют, толкуя отрывок из Евангелия, в котором говорится, как в сороковой день Иосиф и Мария принесли Христа в храм. После этого совершается Божественная литургия.

Нераздельная связь трёх смысловых граней праздника – это условное очищение Богородицы по ветхозаветному ритуалу, представление Христа Богу Отцу и встреча двух ветхозаветных праведников – в результате воплотились в трёх главных календарных названиях данного праздника: «Очищение Марии», «Представление Господа», и «Встреча Господа» («Сретение Господне»).

Сретение Господне

В иерусалимской практике V–VII вв. можно встретить два главных наименования праздника: «Встреча Господа» и «Праздник Очищения Марии».

Именно они доминировали, разделяясь в последующей практике Востока и Запада. На Востоке преобладало понятие встречи-сретения, ставшее символом встречи Ветхого и Нового Заветов, на Западе же внимание акцентировалось на богородичном символизме праздника, изначально связанном с его апологетическим характером.

В римском варианте праздника внимание заострялось на обряде очищения, совершённом в Иерусалимском храме над Богородицей, а сам праздник назывался «Очищением Блаженной Девы Марии». Это название преобладает в латинских источниках средних веков и окончательно закрепляется римским «Миссалом» 1570 г. В истории и календарной традиции встречаются и иные названия. В первую очередь, это «Представление Младенца Иисуса Господу во Храме Иерусалимском». В западносирийской Литургии праздник именуется «Принесением Господа во храм». В кондакаре, приложенном к древнерусскому Студийскому уставу (к. XI – нач. XII вв.), праздник Сретения называется «Внесением Господа нашего Иисуса Христа». В древности были и названия, которые возвеличивали роль Симеона и Анны: «Праздник Симеона и Анны», «Праздник Симеона» или просто «Симеон». Сохранились сведения о существовании и более нейтрального названия – «Сретение Симеоном и Анной Спасителя».

Сретение Господа нашего Иисуса Христа

Армянский Лекционар, который содержит краткие уставные заметки о праздниках годичного круга, совершаемых в Иерусалиме в нач. V в., присваивает Сретению такое название, как «Сороковой день от Рождества Господа нашего Иисуса Христа».

В IV–V вв. праздник Сретения существовал в Иерусалимской Церкви как локальное явление. Кроме этого, название Сретения «Сороковым днём от Рождества» показывает, что изначально праздник не имел абсолютно самостоятельного значения, но рассматривался как своеобразное «отдание» всей сорокадневной чреды праздников, посвящённых приходу в мир Спасителя.

Нынешняя наука не имеет сведений касательно конкретного времени появления данного праздника. Этот момент можно обозначить очень условно, основываясь на косвенной информации. Сретение совместно с остальными праздниками, которые образуют так называемый «Рождественский цикл», по логике и календарю имеет связь с Рождеством Христовым и занимает второстепенное место по отношению к нему. Из этого следует, что появление Сретения в церковном календаре не стоит ожидать ранее появления праздника Рождества. Предположительно появление праздника Сретения можно отнести к периоду между 2-й пол. III в. и к. IV в. Реальная дата располагается, по всей видимости, примерно в середине этого временного отрезка.

Образ Сретения Господня

История становления праздника Сретения

Сретение Господне

На главную страницу сайта - Семья и Вера