В этот день 1856 года родился выдающийся русский художник Михаил Врубель.
Михаил Врубель
Творчество Михаила Врубеля было по достоинству оценено во второй половине его жизни, когда художник был неизлечимо болен душевной болезнью. Именно тогда он получил звание академика Петербургской академии художеств, о его полотнах стали восторженно писать журналы, а на Парижской выставке 1906 года для работ Врубеля был предоставлен отдельный зал.
В ранние же годы все шло не так гладко. Вынужденный по настоянию отца учиться на юридическом факультете, Врубель все же закончил его с золотой медалью. Но по вечерам занимался любимым делом, посещая занятия у педагога Академии художеств Павла Чистякова.
«Когда я начал занятия у Чистякова, мне страсть понравились основные его положения, потому что они были не что иное, как формула моего живого отношения к природе, какое мне вложено», – позднее вспоминал Врубель о самых светлых годах своей жизни.
Артистизму, технике, «тонкой работе» с деталями – этим качествам учил будущий художник Чистяков. Советами в творчестве помогал Врубелю и Илья Репин. Но Врубель, внимая замечаниям коллег, искал свой путь.
Творчество Врубеля
Художник обладал уникальными способностями. Он был прекрасным театральным декоратором, занимался скульптурой, графикой, иконописью. Фреску «Сошествие Святого Духа на апостолов» для Кирилловской церкви в Киеве Врубель писал даже без эскизов. А об одном из его рисунков художник Николай Ге как-то заметил:
«Из него мог бы выйти Рафаэль».
Но талантливого живописца бросило в противоположную сторону. Уже при работе над «Молением о чаше» творца мучил серьезный душевный конфликт.
Вот тогда-то из-под его кисти и начали вырываться многочисленные демоны. Причем, в прямом смысле. К повороту привела работа над двумя десятками иллюстраций к поэме Михаила Лермонтова «Демон». Причем, сами иллюстрации в прессе подверглись ожесточенным нападкам за грубость, уродливость, карикатурность и нелепость. Правда, два десятка лет спустя эти же критики будут утверждать, что врубелевские зарисовки передали «поэтическую сущность лермонтовского духа». Тогда же сюжеты о демонах стали превалировать в творчестве Врубеля. «Демон сидящий», «Демон летящий», «Демон поверженный», «Демон у стен монастыря». Кстати говоря, «Демон сидящий» был написан на даче мецената Саввы Мамонтова, который фактически вырвал Врубеля из бедности. Неприспособленный к жизни художник порой влачил нищету, отдавая свои шедевры за бесценок. А часто и вовсе в последний момент переписывал уже готовые картины заново.
По заказу Мамонтова Врубель завершил работу над двумя панно: «Принцесса Греза» и «Микула Селянинович», создание которых вызвало огромный резонанс в творческой среде. Академия художеств обозвала панно не художественными произведениями, а пресса окрестила их создателя декадентом. Впрочем, в отместку недоброжелателям, Мамонтов выстроил для презентации панно отдельный павильон, куда валом повалил народ.
Болезнь Михаила Врубеля
А между тем, демоны с картин уже как будто ворвались в сознание художника. Безумие стало овладевать им, он стал забывать знакомых ему людей. И только как держать в руке карандаш, не забывал никогда. Линии на бумаге всегда выходили четкими и ясными. По воспоминаниям друзей и супруги, это была страшная борьба двух начал, в нем и в его творчестве. Он говорил:
«Это дьявол делает с моими картинами. Ему дана власть, за то, что я будучи недостоин, писал Богоматерь и Христа».
Но судя по последним картинам Врубеля, свою внутреннюю битву он все же выиграл. «Серафим», «Пророк» – вот что на последних полотнах. Когда он умрет, о нем скажет его друг Блок:
«Среди новых художников нет таких мощных, как Врубель. Тех миров, которые видел он, мы еще не видели в целом, и потому удел наш – одним смеяться, другим – трепетать, произнося бледное слово – гений».