Не удается посещать службы Великого поста в будниС Воскресным днем, дорогие братия и сестры!

Что делать, если не удается посещать службы Великого поста в будни? Богослужения Великого поста особенные. Для верующего человека – это время настоящей духовной весны. Приобщаясь к жизни Церкви, мы в эти дни потихонечку встаем на духовные рельсы и стараемся стать хоть немножечко терпимее, милосерднее, сострадательнее, добрее.

Уникальная молитва святого Ефрема Сирина читается только Великим постом. Каждый день, кроме субботы и воскресенья, священники вместе с верующими совершают земные поклоны и просят Господа, чтобы Он избавил от духа праздности, уныния, любоначалия и празднословия.  Эту молитву начинают читать уже в среду и пятницу Сырной седмицы. А последний раз её произносят в Великую Среду. Тогда же отменяются все земные поклоны до дня Святой Троицы.

Еще одной яркой особенностью служебного круга Великого поста является то, что привычная для нас литургия святителя Иоанна Златоуста совершается только по субботам. В воскресенье совершается служба св. Василия Великого. А литургия Преждеосвященных Даров – по средам и пятницам.

Конечно, богослужения субботы и воскресенья практически не отличаются от богослужений вне поста. И если ходить только на них, то можно не ощутить покаянный дух и тишину, которые несут нам великопостные службы будних дней.

Великопостное Богослужение

Что делать, если не удается посещать службы Великого поста в будни?

У многих из нас ввиду рабочей занятости в будние дни удается в Великий пост посещать службы только по воскресеньям. Но если во время Великого поста ходить только на воскресную литургию, то никакой разницы от непостного периода мы не увидим. Но выход есть! Можно посещать пассии, которые служатся во многих храмах в воскресенье вечером.

Они совершаются четыре воскресенья подряд, начиная со второго воскресенья Великого поста. Традиция совершать пассию родилась не у нас, а на Западе.  Но верующие очень полюбили этот молитвенный чин, равно как канон Андрея Критского, Мариино стояние и Последование Страстей Христовых. Сейчас пассия хорошо закрепилась в традиции Русской Церкви. Пассия напоминает о спасительном подвиге и страдании Господа Иисуса Христа на Голгофе.

В первоначальном варианте пассия служилась вместе с повечерием, включала в себя чтение Евангелия о Страстях Христовых, стихиры Великой Пятницы и Субботы.  В конце пассии священник произносит  проповедь.

В XX веке чинопоследование пассии дополнилось акафистом Божественным Страстям Христовым.

Пассии получили очень широкое распространение, и люди всё больше стали привыкать и проникаться этой службой в годы гонений на Церковь Божию.

На данный момент по благословению Священного Синода существуют две официальные схемы совершения пассии – с акафистом Страстям Христовым и без него.

За четыре воскресных вечера Великого поста молящиеся имеют возможность полностью услышать на пассиях библейское повествование четырех Евангелистов о нашем искуплении.

И если нет возможности Великим постом чаще бывать на богослужениях среди недели, то нужно стараться посетить умилительные службы – пассии. Это дает возможность духовно участвовать в событиях Страстей,  особенно через евангельское благовестие.

Богослужение в Великий пост

Пассия приближает нас к Богу

Пассия – эта одна из четырех умилительных служб, которые открывают замок к Пасхальной радости. В первую неделю Великого поста при чтении покаянного Канона Андрея Критского каждый христианин вел внутренний разговор с собой, со своей совестью. В четверг 5-ой седмицы Церковь вместе со всеми верующими вновь прочитывает этот удивительный канон полностью – совершается чин Мариино стояние. В Великий Пяток Церковью вспоминается святые спасительные Страсти Господа нашего Иисуса Христа – Последование Страстей Христовых. Эти четыре службы составляют сокровищницу молитвенного наследия. Эти умилительные, проникновенные, печальные службы открывают человеку глубину Любви Бога к человеку.

Пассия по-настоящему народная служба, любимая всеми. Во время этого  молитвенного чинопоследования духовенство находится не в алтаре, а рядом народом с народом вместе молится в храме.

Сердце христианина во время Пассии испытывает жалость к Иисусу, когда слышит слова ожесточенной, неистово кричащей толпы: «Распни!», когда звучат страшные слова первосвященников в лицо Спасителя. Трепет до слез пронизывает всё существо человека. Ведь жалеть – это значит быть рядом, а значит стать ближе к Христу.

И главный вопрос, который бьет в самое сердце: «это где я среди этих Страстей? Зачем я пришел в Церковь?». Ведь часто мы приходим в Церковь  за покоем. И уподобляемся тем самым Пилату, который предпочел покой Богу. А в Церкви мы должны искать Христа, найти свой крест, взять его и пойти за Богом.

Жизнь человека должны быть посвящена Богу. Для этого мы должны научиться любить Его через любовь к ближним. Все те искушения, которые приходится претерпевать на жизненном пути – это наша небесная работа, наш крест. И крест для христианина не какое-то наказание, это тот единственный путь, через который возможно стать ближе к Богу.

Не удается посещать службы Великого поста

Особенности православного богослужения в период Великого поста

3-я седмица Великого поста

На рубрику Великого поста

На главную страницу сайта - Семья и Вера