30 марта в истории. Сергей ИльюшинВ этот день 1894 года родился выдающийся советский авиаинженер Сергей Ильюшин. Его конструкторскому бюро принадлежит самый массовый самолет Второй Мировой войны, Ил-2.

Сергей Ильюшин

До 15 лет самый младший из одиннадцати детей семьи Ильюшиных, Сергей, помогал родителям по хозяйству, а потом подался в город на заработки. Так он оказался в Петербурге. Здесь Сергей нашел работу на Комендантском аэродроме. В 1910 году Ильюшину, простому деревенскому пареньку, повезло стать причастным к историческому событию. Шел первый Всероссийский праздник воздухоплавания, он собрал на аэродроме лучших российских авиаторов. Около 80 тысяч зрителей пришли посмотреть на полеты аэростатов, дирижабля, аэропланов. Во время воздушного шоу Ильюшин следил за состоянием летного поля, обслуживал машины. Праздник омрачила трагедия. Один из пилотов погиб. Несмотря на это Ильюшин решил, что его жизнь навсегда будет связана с авиацией.

Учеба и работа Ильюшина в авиации

В 1916 году на аэродроме открылась школа летчиков Всероссийского императорского аэроклуба. Через год ее выпускником стал и Ильюшин. После революции он уже поступил в Институт инженеров Красного Воздушного Флота. Во время учебы он создал свой первый планер, АВФ-3. А в 1926 году инженер успешно защитил дипломную работу, темой которой была «истребитель».

«Мне после академии даже не дали отдохнуть как следует, а сразу назначили на весьма крупную работу в Научно-технический комитет Военно-Воздушных Сил, руководить самолетостроительной секцией…», – вспоминал Ильюшин.

Сергей Ильюшин и штурмовик Ил-2

Карьера авиаконструктора

Советская авиация только начинала свой полет, время для старта карьеры молодого инженера было самое подходящее. 1935 год стал определяющим. Ильюшин стал начальником собственного конструкторского бюро. Вокруг него сложилась постоянная команда из инженеров и летчиков-испытателей. Главной же «звездой» КБ, любимцем прессы и публики был пилот Владимир Коккинаки. Он и поднял в воздух первый самолет Ильюшина. Скоростной дальний бомбардировщик с деревянным фюзеляжем ЦКБ-26, который построили всего за год.

Коккинаки, вдохновленный творением Ильюшина, на приеме у Сталина заявил, что побьет рекорд дальности перелетов, поставленный французским летчиком. И в июле 1938 года на аэродроме Спасска в Приморском крае совершил посадку самолет с красными крыльями, экспериментальный бомбардировщик ЦКБ-26 «Москва». Это был и правда новый мировой рекорд: 7600 километров беспосадочного перелета. Коккинаки и Ильюшин слово сдержали.

Уже будучи известным авиаконструктором Ильюшин совершал самостоятельные полеты. В 1938 году он летел из Москвы в Воронеж, когда мотор заклинило, и Ильюшину пришлось сажать машину в темноте в незнакомом месте. Оказалось, что механик забыл заправить самолет маслом. Ильюшин взял вину на себя. После этого случая конструктору запретили пилотировать самолеты. Коккинаки, между тем, на ильюшинских творениях продолжал устанавливать рекорды. И именно он первым поднял в воздух легендарный Ил-2.

Штурмовик Ил-2

«Году в 1936, – вспоминал Ильюшин, – нас, конструкторов, ориентировал Центральный Комитет, что война неизбежна… И у меня сложилось стремление создать машину с мощным вооружением для непосредственной поддержки пехоты – штурмовик…»

Сергей Ильюшин

Речь шла о будущей знаменитости, самом массовом боевом самолете в истории, Ил-2. В народе же машину прозвали «летающий танк». Ил-2 на протяжении всей войны господствовал над полями сражений. Бронированный, он своей живучестью производил впечатление на простых солдат почти «заколдованно». В 1941 году Ильюшин за это свое детище получил де премии. Это был едва ли не единственный случай, когда за одну работу автор был удостоен подряд двух Сталинских премий.

Творческая жизнь Сергея Ильюшина оказалась весьма длинной. Известный своей скромностью и работоспособностью, он не взял паузы после войны. В 1960-х годах под его руководством выпустили один из лучших пассажирских авиалайнеров Ил-62. Первым пилотировал его все тот же, хотя и постаревший, Коккинаки. Это был последний самолет, который довел до серии лично Сергей Ильюшин.

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера