Слово может и убить, и спастиМир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

В своей книге «Подготовка к исповеди» архимандрит Иоанн Крестьянкин пишет, что практически каждый из нас грешен в шестой заповеди – не убий. Ведь орудие, которым мы можем жестоко ранить и даже убить человека не обязательно что-то материальное, слово может и убить, и спасти.

Слово может и убить, и спасти

Орудием может стать наше слово. Жестокое, язвительное слово наносит глубокие раны, часто смертельные для нашего ближнего.

Особенно, когда мы находимся в гневе и раздражении, то можем выпалить и даже осыпать своего ближнего бранными словами, обидами, укорами.

Чистота общения во время поста

Великий пост нам дан для очищения души. Путь этот требует большого труда и глубокой работы над собой. И на первый план у большинства из нас выходит работа с образом речи, языком, словами.

Более 70 % нашей жизни – общение, речь, коммуникация. Наши слова – это атмосфера дома и на работе, прогресс или регресс детей, уверенность и душевный покой – или его отсутствие.

Разговаривают

Одна из первых крупных работ о слове, его влиянии на слушателя – это «Риторика» Аристотеля. Сегодня проблемами слова и его воздействия на психику занимается психолингвистика, когнитивная лингвистика, но коммуникативный посыл остается тот же – слова меняют здоровье, атмосферу, сам дух человека.

Молитва – сундук с сокровищами

Именно поэтому в христианском учении (и в других религиозных учениях тоже) особое место отводится молитве, церковнославянскому языку (который суть подстрочный греческий, койне), в обучении написанию красивых текстов – книге.

У нас есть и должна быть ежедневная потребность ходить к сундуку с языковыми сокровищами, наполнять свои карманы бриллиантами, изумрудами, танзанитами, аквамаринами, золотом… Богатство (в том числе языковое) нужно откуда-то брать. Источником обогащения может стать общение с людьми “высокого духа”, начитанными, образованными. С другой стороны, нужно стараться ограничивать контакт с любым видом нечистоты: информационной, духовной, словесной. Слова проникают в душу и меняют ее, отягощают, как камень оттягивает карман, или, наоборот, делают легкой, высокой, спокойно и размеренно “пролетающей” над всеми жизненными невзгодами.

Зачем такое большое количество молитв?

Этот вопрос обращает нас к сути и смыслу молитвенного правила. Господь говорит в Священном Писании о принципиальной важности собранности и немногословии. Связано это, прежде всего, с тем, что принципиальным отличием истинного Бога от ложных божеств является Его милосердие. Язычники в многословии своем желаемые быть услышанными, о которых говорит Господь в Евангелии, умоляют, упрашивают своих божеств. А из мифологии своей язычники знают, что их божества далеко не всегда добры, милы и благи, поэтому им обязательно нужно трудиться в этом выпрашивании, желая получить хоть что-нибудь от этих не всегда милосердных божеств.

Из Священного Писания мы знаем, что Господь так возлюбил мир, что отдал Сына своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Бог не жалеет ничего для спасения человека. Поэтому, конечно, в умалении Он не нуждается.

С другой стороны, Христос в Священном Писании указывает и на то, что при всем при этом, молитве должно быть свое время и свое место, и место это центральное в жизни христианина. Базовый вариант молитвенной логики представлен в молитве «Отче наш». В ней, кроме прошений о высоком, о небесном, чтобы Царство Божие водворилось в мире, мы просим ещё и об очень простых вещах, например, о насущном хлебе. Зачем? Если Господь и так знает, что нам нужно, и имеет милосердие нам это преподать. Здесь идея в том, что не только Бог строит отношения с нами, но и мы выстраиваем отношения с Богом. Нам в молитве необходимо явить открытость действию Божию в нашей жизни. И в молитве мы призываем Бога в нашу жизнь, демонстрируем Ему нашу готовность и открытость: «Да, Господи, я действительно хочу, чтобы Ты присутствовал во всех измерениях моей жизни». В молитве человек отворяет двери своей души действию Бога.

Перед иконой Спасителя

В книге Откровений есть такие слова: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мной». Вот на эту вечерю в тайнике сердечном на молитве мы Бога и приглашаем. Открываем Богу двери души и желаем, чтобы Он вошел в нашу жизнь в полноте.

Апостол Павел говорит, что существует большое разнообразие форм обращения к Богу: и молитвы, и благословления, и прошения, и многое-многое другое, то есть сердце человеческое очень по-разному может излиться в этом опыте общения с Богом. Церковь, как внимательная мать, по крупице, по жемчужине, собирает этот духовный опыт, рождающийся в её недрах, и предлагает его своим детям. Эта сокровищница церковного опыта нужна для того, чтобы каждый из нас по своему устроению, возможности, обратился к нему и нашел то, что ему максимально близко, созвучно и понятно.

В древнейшей книге – Псалтыри, мы видим большое количество текстов очень разного смысла и направленности. В каких-то ситуациях мы благодарим, в каких-то просим, в каких-то жалуемся и хотим, чтобы Бог услышал нас.

Слова имеют огромный смысл

Слова, слова – они во всем, они везде… λογος – “слово, знание, учение”. Можно продолжить этот список: дух, мышление, сердце, поведение, жизнь и судьба.

Желаем всем вам, дорогие, красивых и высоких слов, в этот пост и всегда.

Слово может и убить, и спасти

Слово – великий дар Божий

4-я седмица Великого поста

На рубрику Великого поста

На главную страницу сайта - Семья и Вера