АлтарьМир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Мы в храме молимся перед иконостасом, на котором изображен Иисус Христос, Пресвятая Богородица, святые. А что происходит за иконостасом, в алтаре большую часть богослужения молящимся не видно.

Особым святым местом в православном храме является алтарь. Если мы говорим, что церковь – это кусочек Неба на земле, то алтарь является образом Царства Небесного, горнего, возвышенного места.

Алтарь

Как только мы переступаем порог храма, то видим перед собой, в центральной части, алтарь. Он располагается на более высоком месте, чем средняя часть храма.

Алтарная часть храма ограждена иконостасом. В ней есть три двери. В центре – Царские врата, а  с правой и левой стороны  от две боковые двери, через которые священнослужители входят и выходят в обычных случаях.

Царские врата же открываются только в особо торжественные моменты службы. Например, священник выносит Святую Чашу со Святыми Дарами через царские врата.

Через боковые двери чаще всего во время службы проходят священнослужители диаконы, поэтому они называются диаконскими.

В алтарь положено входить только священнослужителям и лицам мужеского пола, которые помогают священникам.

Внутри алтаря

В алтаре – святая святых православного храма – совершается бескровная жертва или Евхаристия, то есть Таинство причащения.

Самая главная часть алтаря называется престол. Престол символизирует престол Господа Бога. Это величайшая святыня любого храма. Более святое место, чем мощи святого угодника или чудотворная икона, которая может быть в храме. На престоле совершается самое главное, ради чего служится Божественная Литургия, – Евхаристия, когда мы для причастия получаем из хлеба и вина, Духом Святым, Тело и Кровь Христовы. На престоле хранятся все святыни.

В нем закладываются мощи святых мучеников. В память о том, что в древности первые христиане получали Причастие после службы на могилах святых мучеников. И сейчас внутри престола находятся мощи святых.

Дарохранительница

Порой даже из храма мы видим, что вдалеке на престоле стоит некий макет храма. Это дарохранительница.

Священник всегда готов причастить людей, даже которые не могут прийти в храм. Если человек заболел или попал в аварию, и не может выбраться в храм, священник в любое время дня и ночи  должен встать, взять частичку запасных даров, оставшихся с Божественной Литургии, и пойти причащать этого человека. Именно в дарохранительнице находятся Святые Дары на случай необходимости причащать больных дому или в больнице. Дарохранительница символизирует гроб Христов, место воскресения Господа и победы над смертью. Чтобы причастить больного на дому или в больнице Святые Дары переносят в дароносице, которая хранится на жертвеннике (если она пустая) или на престоле (если осталась частичка после причастия).

В алтаре

Напрестольное Евангелие и Крест

Евангелие, которое читают на богослужение, хранится на престоле вместе с крестом.

Крест – символ любви Спасителя к нам, потому что на нем он пострадал, чтобы искупить наши грехи. И на каждом престоле будет один, или два, а бывает и больше напрестольных крестов. Напрестольный крест хранится на престоле, но священник вместе с ним дает в конце службы благословение людям, заканчивающим свою молитву. И каждый христиан подходит и прикладывается, целуя древо Нашего Спасителя.

Напрестольное Евангелие обязательно более торжественно оформлено и выносится для чтения и поклонения христианам. В древности большинство людей могли услышать слово Божие только в храме из Евангелия, поэтому старались для храма приобрести и украсить максимально красиво напрестольное Евангелие.

Напрестольное Евангелие имеет ещё практический смысл, потому что скрывает под своей тяжестью главную святыню на самом престоле. Это антиминс.

Антиминс

Антиминс – это специальный шелковый плат, на котором изображено положения Иисуса Христа Спасителя во гроб. Антиминс лежит в завернутом виде на всех богослужениях, за исключением Литургии. На Литургии он разворачивается, чтобы на него перенесли и поставили чашу с вином и дискос с хлебом, которые станут Телом и Кровью Христовой. На антиминсе должна быть обязательно подпись епископа, потому что не может священник, самочинно, в отрыве от Церкви, которую символизируют епископы, даже совершать Литургию.  В нем также имеется частичка мощей святых и как раз на нем совершают Евхаристию.  Антиминс – это греческое слово, что означает вместопрестолье.

На Литургии мы вспоминаем, как Христос пролил кровь за нас на Кресте и дал свое тело нам, чтобы мы имели жизнь вечную. На антиминсе изображен Христос, снятый с Креста в окружении скорбящих мироносиц и Богородицы.

Тело Христово – величайшая святыня и не никак не может быть предана попранию, поэтому после окончания богослужения каждая крошечка Причастия, случайно попавшая на антиминс, собирается и потребляется священником или дьяконом.

Помимо большого напрестольного Евангелия и напрестольного креста, на престоле могут храниться небольшой крест и небольшое Евангелие, с которым священник выходит принимать таинство покаяния, принимать исповедь у прихожан.

Семисвечник

Даже из самой дальней части храма можно увидеть возвышающийся над престолом семисвечник. В древности на этом большом подсвечнике горели свечи, а сейчас горят семь лампад с маслом. Семь лампад символизирует семь таинств Церкви, семь действий Святого Духа, которые соединяют христианина и Бога.

Приставной престол

В православной традиции не дозволительно совершать две Божественный Литургии на одном престоле. Поэтому в небольших храмах, где множество прихожан, которые не могут технически поместиться во время воскресного богослужения или богослужения великого праздника, изготовляется второй маленький приставной престол, который на раннем богослужении ставится перед главным и таким образом на нем совершается Божественная Литургия.

Аналой

Рядом с престолом расположен аналой. Она не имеет самостоятельного священного значения, однако практически очень важен. На нем лежит служебник – книга, по которой священник совершает богослужение. Также чаще всего рядом расположен церковный календарь, чтобы священник мог помянуть святых, которые в этот день празднуются.

Горнее место

За престолом возвышается горнее место, символизирующее небесный трон Спасителя. На горнее место устремлены очи молящихся: и тех, кто в храме стоит, и тех, кто стоит перед престолом. Над горним местом помещается икона Спасителя или икона Живоначальной Троицы. Там же обычно  стоят запрестольный образ Богородицы и крест, которые использует во время крестных ходов.

Во время богослужения есть такие моменты, когда священники переходят и садятся рядом с горним местом. Если есть епископ – наследник апостольской власти, то он садится по центру. Чаще всего это происходит во время чтения Священного Писания. Эта традиция пришла с древних времен, когда священники в основном были старыми, многоопытными пресвитерами, им было трудно выстаивать всю службу. А епископ, как правило, был молодой. Так священники садились полукругом и внимали служению епископа.

Священник в алтаре

Жертвенник

Слева от престола в алтаре находится похожий на престол, но меньшего размера жертвенник. На нем приготовляют Святые Дары – хлеб и вино для воспоминания и принесения жертвы Христовой. Они станут потом во время Литургии телом и кровью Христа Бога нашего. На жертвеннике располагают священные сосуды и предметы: Чаша, дискос, звездица, копие, лжица, покровцы для покрытия Святых Даров, ковшик для вливания в чашу вина и теплоты, а также металлические тарелочки для частиц, вынутых из просфор.

Дискос символизирует место рождения Христа и на нем нередко изображают Саму Пресвятую Богородицу, потому что именно через Неё Христос появился в нашем грешном мире. Сюда кладется центральная часть богослужебной просфоры.

Чаша или по-гречески потир, напоминает нам о той чаше, которую дал Христос своим ученикам и апостолам и сказал, что в неё не вино, а Его Кровь. И когда они увидели Господа на кресте, они поняли что Он имел ввиду. Поэтому и сейчас, во время службы, в неё вначале вливается вино, которое действием Святого Духа становится Кровью Христовой.

По названию священного сосуда – звездица – мы сразу вспоминаем о вифлеемской звезде, которая возвышалась над местом Рождества Христа и вела туда волхвов. Так и сейчас звездица ведет всех нас ко Христу, Который сначала лежит в яслях, а потом лежит во гробе, и Его Тело мы вкушаем на Божественной Литургии.

Копие символизирует то самое копье, которым пронзили Тело Распятого Христа. Лжица символизирует то же самое копие, но с губкой, одетой на острие. Мы вспоминаем, как издеваясь над Христом, Его, жаждущего на Кресте, напоили не водой, а уксусом с помощью копия и губки. Практическое применение лжицы – причастие мирян Телом и Кровью Христовыми.

Весь жертвенник должен нам напоминать Голгофу, ту гору, на которой за нас пострадал Христос, поэтому на нем также возвышается Крест.

Покровцы и воздух

На жертвеннике также лежат покровцы, которые символизируют благодать Святого Духа, которая покрывает всех нас и наши грехи омывает, дает нам возможность соединяться с Богом. У них есть и техническое значение, чтобы предохранить Святые Дары в Чаше. Есть два малых покровца, которые по-отдельности покрывают Чашу и дискос. И сверху они покрываются единым большим платом, который называется воздух.

Один из самых заметных моментов богослужения – Великий вход. На нем Чаша и дискос с вином и хлебом выносятся перед лицом всех верующих  на престол, чтобы здесь благодатью Святого Духа, по молитвам нас грешных, они стали Телом и Кровью Христовой.

Таким образом, престол напоминает нам также о гробе Господнем. И тот самый камень, которым Иосиф запечатал двери гроба Господня, и символизирует воздух, соединяющий Чашу и дискос.

Кадило

Один из наиболее употребляемых в богослужении предметов – это кадило. Каждение ладаном символизирует как и молитву нашу, устремленную к Господу, так и наоборот благодать Святого Духа, которую Он нам в ответ на эти молитвы посылает.

Алтарь

Иконостас в храме и дома

На главную страницу сайта - Семья и Вера