Здравствуйте, дорогие братия и сестры!
Удивительна та возможность, которую дарует Церковь, когда вспоминает то или иное событие. Это не просто воспоминание, а участие в этих событиях. И в последнюю неделю перед Пасхой Христовой – Страстную седмицу, мы не просто вспоминаем последние дни земной жизни Спасителя, а становимся участниками этих событий. Все Церковные службы, пронзая пространство и время, переносят нас туда, где все происходило.
За время Великого поста каждый постарался очистить свою душу покаянием. Конечно же, мы обнаружим множество своих несовершенств, поймем, что многое не совершили: и с близкими-то не примирились, и не постарались утешить больных, помочь немощным, нуждающимся. Кажется, что очередная битва с грехом, вредными привычками, страстями вновь проиграна. Но возможно, и дай Бог, чтобы в последнюю неделю перед Светлым Христовым воскресеньем, стоя у подножия Креста Господнего, мы смогли переосмыслить многое, по-настоящему понять умом и ощутить сердцем бесконечную любовь Божью.
Многие заботы современного человека порой не дают возможность побывать на службах Страстной. Но хотя бы одну из них нужно посетить. А дома почитать Страстные Евангелия и акафист Святым Божественным Страстям Христовым. И, конечно же, соблюсти пост в ту меру строгости, которую возможно понести.
Великий понедельник
В Великий понедельник Церковь вспоминает ветхозаветного патриарха Иосифа Прекрасного, из зависти проданного братьями в Египет. Он стал прообразом страданий Спасителя.
Также мы вспоминаем проклятие смоковницы. Христос никого не проклинал в жизни из людей. И только на смоковнице показал власть не только исцелять и воскрешать, но и власть карать.
С ликованием и великой радостью встречали накануне Спасителя в Иерусалиме. Все улочки города были наполнены толпами людей.
Наступило утро следующего дня. Христос вместе со своими учениками вновь шёл в город из соседней Вифании, где провёл ночь. Но теперь в Иерусалиме Его уже никто не встречал. Не стелили пальмовые ветви, одежды.
Христос и Его ученики проголодались. По дороге увидел Иисус смоковницу с богатой и густой листвой. Он хотел найти на ней хоть один плод, чтобы утолить голод. Но ни одной смоквы не было. И тогда Господь проговорил: «Да не будет на тебе плода вовек!» И в тот же миг сочные зеленые листья дерева завяли и дерево иссохло. Увиденное вызвало большое удивление у учеников.
Дерево часто сравнивается с человеком. Такую аналогию мы слышим в проповеди Иоанна Предтечи. Он говорит, что секира при корне каждого древа лежит, и всякое древо не приносящее плода бывает срублено и брошено в огонь. Сам Господь сравнивает человека с плодоносным деревом, когда говорит нагорную проповедь: не собирают с репейника смоквы и с терновника не собирают виноград. А если дерево сухое, не приносящее плода, то его выбрасывают или сжигают в огне.
Так же и мы с вами. Каждый из нас – это плодоносное дерево, которое должно и может приносить плод.
Приносим ли мы плод для Христа?
Наш плод – это то, что приносит радость и облечение страданиям Христа. Есть ли у нас на душе что-то такое, совершаем ли мы такие дела?
Подобна бесплодной, засохшей смоковнице всякая душа, не приносящая плодов духовных – истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.
Изгнание торгующих из храма
Потом Господь со своими учениками, преодолев Кедронский поток стали подниматься к Храму. Войдя в него, они увидели там рынок, а не место молитвы. Люди продавали голубей, баранов. Отовсюду доносились голоса, расхваливающие свой товар. На столах меновщиков денег лежали монеты, шумели покупатели, звенели динарии.
И Господь, видя всё это безумие, начал переворачивать столы, стоящие в храме со словами: «разве не читали вы в Писании: дом Мой домом молитвы да наречется для всех народов? А вы сделали его вертепом разбойников». Стали рассыпаться монеты по полу, голуби разлетались во все стороны. Толпы народа сбежались со всех концов Иерусалима и с одобрением глядели на происходящее. Торговцы же глядели на Христа со страхом и злобой. Книжники хоть и хотели остановить Иисуса, но не осмелились, так многие из людей одобряли, что делал Спаситель. Ведь им давно уже не нравились эти алчные продавцы, которые наживались на бедняках.
И Христос начала свою проповедь в храме. С жадностью и большим вниманием слушали Его люди, позабыв обо всех своих делах. Уже в сумерках Христос со своими учениками незаметно удалились той же дорогой в Вифанию через поток Кедронский мимо засохшей смоковницы.