25 апреля в истории. Николай Щукин

В этот день 1848 года родился русский инженер, проектировщик паровозов, создатель первого в мире керосинопровода Баку-Батуми Николай Щукин.

Николай Щукин

В начале XX века железные дороги стали главными транспортными артериями Российской империи. В стране каждый день прокладывали километры рельсов, отправляли в путь сотни и тысячи составов. Первым примером страны был инженер-путеец Сергей Витте. Железнодорожной России нужны были новые паровозы, вагоны, пути, и никто не проектировал их лучше инженера Николая Щукина.

Николай Леонидович родился в семье владельца «Щукина двора» в Петербурге – одного из крупнейших рынков столицы. Но к 10 годам Коля остался сиротой – сначала умер отец, потом – мать. Ребенка отдали на воспитание в интернат. Несмотря на все проблемы, Николай Щукин поступил в инженерное училище, которое с успехом окончил. Потом был еще технологический институт в столице. Там-то на одной из производственных практик Николай Леонидович и познакомился с паровозами.

Проектирование паровозов

Молодой инженер водил поезда на Рыбинско-Бологовской железной дороге, и водил довольно успешно. И с тех пор поезда стали главным занятием в жизни Щукина. Николай Леонидович после окончания вуза много преподавал, даже был директором Высших женских политехнических курсов – первого женского вуза империи. Но деятельная натура требовала и практического применения навыков. Щукин начал проектировать паровозы. Он консультировал Александровский механический завод, производивший оборудование для Николаевской железной дороги.

Николай Щукин

Николаевская железная дорога – одна из самых важных в стране. Это путь из Петербурга в Москву и обратно. Естественно, все новые технологии обкатывались именно здесь. Инженер проектировал пассажирские вагоны для самой оживленной дороги страны, придумывал конструкцию грузовых вагонов с грузоподъемностью в 1200 пудов – это около 20 тонн. Эти грузовые вагоны, получившие прозвище «теплушек» чуть не на век станут главным транспортом России. Но главным интересом Щукина были, конечно, локомотивы. Сначала по его проекту пустили в производство паровоз серии Н – от названия Николаевской железной дороги. Этот локомотив стал самым популярным для пассажирских поездов эпохи. Всего на железных дорогах империи ездили 1100 «Н-ок».

После Русско-японской войны Щукину поручили разработать уже новый грузовой паровоз – серия ОВ (известная как «Овечка») уже не справлялась с объемами перевозок. Тогда и появились паровозы серии Щ – «Щука». Это был первый случай, когда локомотивы назвали в честь создателя.

А еще именно Щукину доверили спроектировать и построить первый в мире керосинопровода Баку-Батуми. С задачей инженер справился. Благодаря трубе длиной в 900 километров стоимость перевозки керосина на мировой рынок уменьшилась в 4 раза. И Россия на долгое время превратилась в одного из мировых лидеров этой отрасли.

Товарищ министра путей сообщения

В 1910 году Щукин достиг зенита своей карьеры, когда получил пост товарища министра путей сообщения. На этом месте он создал сеть ремонтных заводов вдоль главных магистралей империи. В эти годы работа железных дорог у нас в стране стала одной из самых эффективных. После революции «отец российского паровозостроения» начал работать на большевиков. Благодаря ему советская власть смогла наладить транспортное сообщение в покалеченной Гражданской войной стране.

Инженер Николай Щукин

К сожалению, в 1923 году здоровье Николая Леонидовича ухудшилось, и в следующем году он умер. Лучшей памятью о его достижениях стал локомотив «Щука», который ездил по советским железным дорогам до начала 1960-х годов.

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера