Пасха Христова

Христос Воскресе, дорогие братия и сестры!

Церковь Христова живет, движется и существует Пасхой. Центром и сердцем всего церковного года является этот день Светлого Христова Воскресения – Пасха Христова! Память о Пасхе пронизывает православное церковное богослужение.

Человек, который на своем жизненном пути наконец-то встречает Бога, встречает и Пасху. И потом к этой Пасхе – Пиру Царствия – всю свою жизнь стремится, чтобы оказаться на груди Спасителя. Как некогда любимый ученик Его, апостол Иоанн, на Тайной Вечери возлежал на груди Иисуса.

Пасхальное единение

Самую торжественную радостную службу в году может выдержать только ночь. На Пасху все христиане заговорщически собираются в храме, связанные страшной и веселой тайной – Христос Воскресе! Пасхальное богослужение – воистину всенощная, так как служится всю ночь.

Христианские упражнения в добродетелях не прекращаются с Пасхой. Только смещаются акценты. Во время Пасхи на первый план выдвигается соборность и единение всех христиан, одно из самых сложных духовных упражнений – искусство молиться вместе, «единым сердцем и едиными устами». Самое высокое для христианина – соборная молитва единым сердцем, когда все соединяются в Боге друг с другом. Это великое таинство, которое трудно достичь, но мы должны стремиться получить и принять этот дар.

Пасхальное богослужение учит нас молитве едиными устами, которое всем под силу. Всем известно, когда на священнический возглас: «Христос Воскресе!», все радостно отвечают «Воистину воскресе!».  Постоянно поется короткий тропарь праздника Пасхи: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». Его знает и может легко выучить каждый, кто приходит на службу, и петь вместе со всем храмом.

Воскресение Христово

Пасхальное богослужение

Пасхальное богослужение начинается с чтения полунощницы с каноном Великой Субботы. Около полуночи начинается крестный ход вокруг храма. Торжественное молитвенное шествие останавливается  у камня в погребальную пещеру Христа. Символом её служат закрытые церковные двери. Начинается пасхальная утреня.

После возгласа настоятеля все священнослужители впервые начинают петь тропарь Пасхи  и поют его трижды. В ответ хор и все молящиеся тоже трижды поют пасхальный тропарь. И с этого момента вся канва пасхальной службы сплетается из многочисленных перекличек священства и народа. Эти радостные песнопения и возгласы никогда не утомляют, а объединяют всех в общей радости и молитве.

Священники начинают петь пасхальные стихиры «Да воскреснет Бог». На каждый стих народ отвечает пением тропаря. Последний раз перед входом в храм пасхальный тропарь начинают петь священники, а завершает пение народ. Все заходят в храм.

Дьякон провозглашает мирную ектенью, ответом на каждое прошение которого будет пение клироса и народа «Господи помилуй». Продолжается общая молитва едиными устами. После ектеньи поется Пасхальный канон, который многим воцерковленным людям известен, и они с радостью его поют вместе с хором. Пасхальный канон очень короткий, распев на него очень простой, поэтому не будет лишним захватить с собой на службу текст канона и подпевать вместе с хором.

Вся пасхальная служба наполнена постоянным пением. Священники во время пения канона постоянно носятся по храму с радостным приветствием «Христос воскресе!», на которое весь храм вторит «Воистину воскресе!».

Заканчивает канон светилен «Плотию уснув». И дальше священник вновь подхватывает пасхальные стихиры, на которые хор также отвечает строками пасхальных стихов.

Далее читается «Огласительное слово» святителя Иоанна Златоуста. И после двух ектений пасхальная утреня заканчивается.

Следующей частью ночной пасхальной службы является Литургия. Ей предшествует чтение пасхальных часов. Эти собрание коротких и ободряющих текстов поются не только в церкви, но и дома вместо утренних и вечерних молитв.

Пасха Христова в храме

Литургия начинается с повторения начала утрени после крестного хода. Структура Литургии остается той же, к которой мы привыкли. Но добавляются некоторые замечательные моменты. Во-первых, она служится с  открытыми царскими вратами, которые не закрываются и между службами и всю Светлую седмицу. Господь открыл врата рая для всех, кто следует за Ним. В этом заключен главный символизм открытых врат алтаря на Пасху. Во-вторых, необычайно красиво, знаменательно и неповторимо звучит чтение Евангелия на разных языках на пасхальной службе. Это чтение символизирует широту, всемирность  апостольской проповеди. Господь готов доверить Свои великие тайны каждому народу. И каждый народ может стать для Бога своим, делая Бога своим.

Великая радость, свобода и утешение быть участником единого молитвенного дыхания Церкви!

Христос Воскресе!

Пасха Христова

Светлое Христово Воскресение!

Пасха Христова

На главную страницу сайта - Семья и Вера