В этот день 1874 года родился инженер-конструктор, автор модели первого российского самолета Яков Гаккель, внесший значительный вклад в развитие отечественного самолето- и тепловозостроения.
Яков Гаккель
«Именно Гаккель первый нашел силы отказаться от слепого копирования зарубежных образцов и построил летательный аппарат оригинальной конструкции… Сейчас никто и не мыслит иначе современный самолет. Несправедливо забытому инженеру мир обязан появлением совершенного вида рукотворной птицы», – так о Гаккеле, теперь полузабытом инженере, говорил не кто-нибудь, а один из первых героев Советского Союза, пилот Михаил Водопьянов. А уж этот воздушный ас понимал, о чем говорил.
Как и Николай Жуковский, один из создателей науки аэронавтики. Первые опыты Гаккеля стали причиной его высказывания:
«Прошедшие состязания показали, что русские аэропланы уже теперь опередили многие лучшие заграничные».
Немного о личности самого инженера. Он говорил:
«По крови я француз, якут и русский. Такая гремучая смесь горит почище керосину».
Биография его семьи и правда впечатляет. Скажем только, что один из его дедов служил в армии Наполеона, попал в плен и был отправлен в ссылку в Восточную Сибирь. Так фамилия Гаккеля оказалась неразрывно связана с этим огромным снежным регионом России.
Яков Модестович родился в Иркутске, много здесь работал. Уже, будучи столичным студентом, он оказался связан с марксистской организацией, и сразу по окончании электротехнического института его сослали вновь в родную Сибирь. Здесь он приложил руку к строительству второй в стране гидроэлектростанции. А уже когда вернулся в столицу, стал одним из творцов петербургского трамвая. Словом, уже тогда Яков Гаккель доказал, что он из тех, про кого говорят – «на все руки мастер». Получив за свои трамвайные труды солидную премию, 6000 рублей, направил их все на экзотическое увлечение. Яков Модестович стал строить аэропланы.
Разработка самолетов
5 июня 1910 года произошло историческое событие. В воздух поднялся первый самолет полностью российской конструкции. Это была модель «Гаккель-III». Творения российского конструктора вовсе не были «гадкими утятами», настоящие «лебеди». Ему принадлежал первый русский гидроплан. А «Гаккель-IX» – это и вовсе первый в мире подкосный моноплан. Его облик уже не имеет ничего общего со смешными этажерками французского или американского происхождения. А в сравнительных испытаниях 1912 года его самолету и вовсе не было равных. Да еще и эти головокружительные ночные полеты, как писала пресса:
«Только на аэроплане Гаккеля можно решиться на такой смелый полет, так как его шасси еще ни разу не ломалось при спуске».
Разработка тепловоза
Но у гениального одиночки была проблема. За ним не было больших капиталов и крупной компании. Несколько его самолетов были испорчены, они сгорели. Потом выяснилось, что конкуренты просто подкупили механика Гаккеля, это было его рук дело. Разоренный и отчаявшийся инженер решил искать себе заработок, а для этого он порвал с небом, в сущности, навсегда. Но даже без любимых самолетов, даже в разоренной войнами и революцией стране, конструктор оказался сверхполезен. В буквальном смысле из металлолома и двигателя от подводной лодки он собрал первый в России и один из первых в мире тепловозов. Когда об этом узнал тогдашний глава страны Ленин, он тут же выделил необходимый бюджет Гаккелю.
Яков Гаккель был необычайно плодовит на идеи. За ним числится более 30 патентов в самых разных областях техники, от самолетов до тепловозов. Однако уже на склоне лет он не без горечи признался:
«Кончая свой жизненный путь и подводя итоги к 40-летнему юбилею моей инженерной деятельности, я больше всего сожалею, что забросил самолетостроение».