30 апреля в истории. Яков Гаккель

В этот день 1874 года родился инженер-конструктор, автор модели первого российского самолета Яков Гаккель, внесший значительный вклад в развитие отечественного самолето- и тепловозостроения.

Яков Гаккель

«Именно Гаккель первый нашел силы отказаться от слепого копирования зарубежных образцов и построил летательный аппарат оригинальной конструкции… Сейчас никто и не мыслит иначе современный самолет. Несправедливо забытому инженеру мир обязан появлением совершенного вида рукотворной птицы», – так о Гаккеле, теперь полузабытом инженере, говорил не кто-нибудь, а один из первых героев Советского Союза, пилот Михаил Водопьянов. А уж этот воздушный ас понимал, о чем говорил.

Как и Николай Жуковский, один из создателей науки аэронавтики. Первые опыты Гаккеля стали причиной его высказывания:

«Прошедшие состязания показали, что русские аэропланы уже теперь опередили многие лучшие заграничные».

Немного о личности самого инженера. Он говорил:
«По крови я француз, якут и русский. Такая гремучая смесь горит почище керосину».

Биография его семьи и правда впечатляет. Скажем только, что один из его дедов служил в армии Наполеона, попал в плен и был отправлен в ссылку в Восточную Сибирь. Так фамилия Гаккеля оказалась неразрывно связана с этим огромным снежным регионом России.

Яков Модестович родился в Иркутске, много здесь работал. Уже, будучи столичным студентом, он оказался связан с марксистской организацией, и сразу по окончании электротехнического института его сослали вновь в родную Сибирь. Здесь он приложил руку к строительству второй в стране гидроэлектростанции. А уже когда вернулся в столицу, стал одним из творцов петербургского трамвая. Словом, уже тогда Яков Гаккель доказал, что он из тех, про кого говорят – «на все руки мастер». Получив за свои трамвайные труды солидную премию, 6000 рублей, направил их все на экзотическое увлечение. Яков Модестович стал строить аэропланы.

Инженер Яков Гаккель

Разработка самолетов

5 июня 1910 года произошло историческое событие. В воздух поднялся первый самолет полностью российской конструкции. Это была модель «Гаккель-III». Творения российского конструктора вовсе не были «гадкими утятами», настоящие «лебеди». Ему принадлежал первый русский гидроплан. А «Гаккель-IX» – это и вовсе первый в мире подкосный моноплан. Его облик уже не имеет ничего общего со смешными этажерками французского или американского происхождения. А в сравнительных испытаниях 1912 года его самолету и вовсе не было равных. Да еще и эти головокружительные ночные полеты, как писала пресса:
«Только на аэроплане Гаккеля можно решиться на такой смелый полет, так как его шасси еще ни разу не ломалось при спуске».

Разработка тепловоза

Но у гениального одиночки была проблема. За ним не было больших капиталов и крупной компании. Несколько его самолетов были испорчены, они сгорели. Потом выяснилось, что конкуренты просто подкупили механика Гаккеля, это было его рук дело. Разоренный и отчаявшийся инженер решил искать себе заработок, а для этого он порвал с небом, в сущности, навсегда. Но даже без любимых самолетов, даже в разоренной войнами и революцией стране, конструктор оказался сверхполезен. В буквальном смысле из металлолома и двигателя от подводной лодки он собрал первый в России и один из первых в мире тепловозов. Когда об этом узнал тогдашний глава страны Ленин, он тут же выделил необходимый бюджет Гаккелю.

Яков Гаккель

Яков Гаккель был необычайно плодовит на идеи. За ним числится более 30 патентов в самых разных областях техники, от самолетов до тепловозов. Однако уже на склоне лет он не без горечи признался:
«Кончая свой жизненный путь и подводя итоги к 40-летнему юбилею моей инженерной деятельности, я больше всего сожалею, что забросил самолетостроение».

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера