10 мая в истории. Валентина Гризодубова

В этот день 1909 года родилась советская летчица, участница одного из рекордных перелетов, участница Великой Отечественной войны, первая женщина, удостоенная звания Героя Советского Союза Валентина Гризодубова.

Валентина Гризодубова

В небо Валентину тянуло с раннего детства. В 2,5 года она, вместе с отцом-летчиком, видевшим в дочке свою замену, совершила первый полет. В 14 лет, за три месяца окончив годичный курс аэроклуба, самостоятельно поднялась в воздух на планере. Вскоре выпускница школы летчиков-инструкторов стала преподавать азы мастерства пилотам-мужчинам, многие из которых в годы Великой Отечественной войны составили славу советской авиации, а потом и космонавтики. Одной из таких персон стал конструктор ракетно-космической промышленности Сергей Королев. Их знакомство произошло на 4-м слете планеристов в 1927 году. Юный спортсмен-планерист дернул восемнадцатилетнюю симпатичную коллегу за косу, за что в ответ получил удар кулаком по носу. Это неожиданное знакомство не только сдружило молодых людей, но и стало важнейшим в жизни Королева. Именно Валентина Гризодубова в далеком 1939 году вступилась за друга, арестованного по обвинению во вредительстве. Сергей был переведен с тяжелой работы на золотых приисках, его уголовное дело пересмотрено, а мать Королева всю жизнь молилась за Валентину, спасшую жизнь ее сыну. К тому моменту Гризодубова была уже женщиной-легендой для всего Советского Союза.

Летчица Валентина Гризодубова

Рекорд беспосадочного перелета

Вместе с двумя напарницами Валентина Гризодубова получила звание Героя Советского Союза за беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток, установивши женский рекорд по дальности полета и прогремевший на весь мир. За 26,5 часов было пройдено 6450 километров. При этом сам перелет прошел «на грани фола», который начался из-за оплошности инженера-радиста. Он просто-напросто забыл выдать экипажу коды радиосвязи. Летчицам пришлось ориентироваться по ночным звездам, что привело к новому ЧП – в открытый люк выдуло полетную карту. А дальше неприятности лепились одна на другую, и росли, как снежный ком. Штурманская кабина заморозилась, технические приборы обледенели, самолет летел вслепую, без точных данных по остатку топлива и без возможности нормальной посадки. Одна напарница катапультировалась на парашюте, вторая решила довериться Гризодубовой, и не промахнулась. Благодаря приобретенному опыту и врожденному таланту, Валентина посадила летательный аппарат на брюхо на болото. Да так, что самолет еще послужил во славу отчизны, нося гордое имя «Родина».

Валентина Гризодубова во время Великой Отечественной войны

На благо Родины потрудилась и сама Валентина Гризодубова. Во время Великой Отечественной войны она командовала мужским авиаполком тяжелых бомбардировщиков, что являлось беспрецедентным случаем. Мужчины слушались ее беспрекословно, и ласково называли «матушкой». Матушке же к тому времени исполнилось всего 32 года.

Авиаполк совершил более 2000 вылетов, доставляя груз, боеприпасы, продовольствие в разные концы страны, включая блокадный Ленинград. Пример подавала и сама командир полка. К 1943 году на ее личном счету было 200 боевых вылетов, из них 132 – ночных. Слава о легендарной женщине простиралась далеко за линию фронта, и сам Гитлер обещал за ее «голову» награду в 50 тысяч марок. Факт, но Валентина «летала и выше, и дальше» известной немецкой женщины-пилота Ханны Райч.

Валентина Гризодубова

Советская летчица имела множество разнообразных рекордов, достижений и наград. Притом всю жизнь имела одну мечту-слабость – стать первой женщиной-генералом. Однако эта мечта не осуществилась. Как и возможность выбрать другую профессию – стать пианисткой. Но об этом Валентина Гризодубова впоследствии никогда не жалела. Для нее «первым делом были самолеты», что она подытожила в одном из своих интервью:

«Лучше моей профессии нет. Летать – счастье. Летать – стало моей второй жизнью».

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера