22 мая в истории. Яков Штелин

В этот день 1709 года родился российский академик, гравер, картограф, первый историк русского искусства Яков Штелин.

Яков Штелин

Яков (Якоб) Штелин стал ярким примером иностранного вельможи, кто был выписан по контракту из Германии в Академию наук «для словесных наук и аллегорических изобретений для фейерверков, иллюминаций и медалей», но смог надолго закрепиться при русском дворе, в России, завоевав уважение многих государей. Несмотря на приличное денежное содержание, которое полагалось ученым немцам, в начале карьеры 26-летний мужчина не чурался никакой подработки. Он выпускал газету, был часовщиком, наладил гравировальное дело. Последнее его увлечение вылилось в издание книги о коронации государыни Елизаветы Петровны с приложением гравюр – раритет русского гравировального искусства.

Деятельность Якова Штелина

Но если зажигаемые им фейерверки гасли, то рукописи не горели. Поему Яков Штелин нашел непаханое поле для своей литературной деятельности, написав ряд книг по истории изящных искусств в России. В одной из своих первых работ под названием «Мемуары для истории изящных искусств в России, то есть поэзии, живописи, скульптуры и архитектуры», Штелин планировал опереться на творение реформатора стихосложений и театрального критика Василия Тредиаковского, но в итоге нещадно его разгромил.

«Сочинение господина Тредиаковского о древней, средней и сегодняшней поэзии в России я нашел и прочитал в Сочинениях за 1755 год, но не встретил в них почти ничего, что я искал и что обещает заголовок. Я ожидал, по крайней мере, найти в нем имена и сочинения, как бы мало их ни было, русских поэтов древнего, среднего и нового времени… Но и это отсутствует…»

Яков Яковлевич Штелин

Тредиаковский не был случайной фигурой в жизни Штелина. Он являлся переводчиком с немецкого языка его многочисленных од – посвящений государям и в свою очередь пытался выучить иностранца мыслить на русский манер.

Впрочем, критики профессор не боялся, описав своим острым пером творчество не одного десятка поэтов, от Хераскова до Державина, записав «Анекдоты о Петре Великом», пользовавшиеся популярностью в Европе, он привлек к себе расположение Михаила Ломоносова. Находясь на смертном одре, Ломоносов писал своему иностранному другу, «что не смог совершить всего для пользы Отечества и приращения наук», и оставлял после себя приемника – Штелина.

«Никто в Западной Европе не мог тогда даже подумать о постановке подобной цели – написания «истории всех художеств» своей страны. Штелин, взявшийся за этот титанический труд, не был кабинетным ученым, глядевшим на мир из окна своего особняка… Пятьдесят лет он неустанно содействовал своим талантом, обширными знаниями и безмерным трудолюбием развитию искусств в России и закрепил на бумаге то, что за это время увидел, узнал и услышал…», – так отмечал современный литературовед Константин Малиновский.

Почти два десятилетия после Ломоносова Яков Штелин был фигурой №1 в Академии. Однако ученый раскритиковал любимого государыней Екатериной II писателя Вольтера, за многотомную рукопись описания фейерверков получил от сподвижницы Екатерины Дашковой прозвище «Профессор Фейерверкин», не получил одобрения проекта памятника Петру I. Конкурс выиграл медный всадник Фальконе.

Яков Штелин

Но и того, что Яков Штелин обрел в стране-чужестранке, ему хватило для того, чтобы гордиться собой. «Россия ему нравилась, здесь он обрел уверенность», – подчеркивал писатель Даниил Гранин.

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера