1 июня в истории. Северный флот

В этот день 1933 года на Кольском полуострове была образована Северная военная флотилия. Теперь это Северный флот ВМФ России.

Флотилия Северного Ледовитого океана

Северный флот свое рождение мог бы праздновать и в другой день. Например, 6 июля. Именно 6 июля 1916 года еще в Российской империи появилась флотилия Северного Ледовитого океана (ФСЛО). Шла Первая Мировая война. В океане шла бескомпромиссная война с германскими подводными лодками. Те одно за другим пускали на дно суда из караванов союзников, что шли в Архангельск. Только за пару недель сентября 1916 года они потопили 31 борт. Пришлось наскоро собирать силы для отпора. А ведь свободных кораблей в холодных северных водах у России не было. Выход нашелся, купили 3 крейсера у Японии. И вот 18 ноября у берега Мурмана появился стремительный силуэт, вчерашний японский крейсер «Соя». Теперь на его борту красовалась надпись «Варяг». Все так и есть. Это был тот самый легендарный «Варяг». В неравном бою еще 1904 года его потопили японские корабли. Потом противники его подняли со дна, дали свое имя. И вот в 1916 году Россия снова выкупила легенду своего флота. Теперь «Варяг» должен был стать флагманом Северной флотилии. Конечно, это было красивое символическое событие. В России с восторгом встречали бывалый корабль. Вскоре император Николай записал в дневнике:

«11 января… Обедали: Лили Ден с мужем, который приехал с «Варяга» с Мурмана».

Крейсер «Варяг» флотилии Северного Ледовитого океана

Карл Ден был капитаном обновленного крейсера. Его принимал государь. Правда, сам корабль оказался в состоянии удручающем. Пришлось его вскоре отправлять в Британию на ремонт. И вот, когда он был на чужбине, до Англии дошли новости: монархия пала, в России революция.

Флотилия Северного Ледовитого океана в условиях разрухи и Гражданской войны была распущена. А генетическая связь с нынешним Северным флотом фактически потеряна.

Северная военная флотилия

Новое оживление на Северном Ледовитом океане началось в 1930-е годы. Советская власть начала прокладку Северного морского пути вдоль всего этого холодного берега Евразии. Так и появилась здесь необходимость в своей военной силе. 13 апреля 1933 года состоялось заседание Совета Труда и Обороны. Из его протокола:

«Слушали доклад т. Ворошилова о выполнении особого задания. Постановили: перевести из состава Морских Сил Балтийского моря в Белое море эсминцы «Урицкий», «Валериан Куйбышев», подводные лодки «Декабрист» и «Народоволец», сторожевые суда «Ураган» и «Смерч». В свете реализации постановления СТО 15 апреля Народный комиссар обороны издает приказ о создании экспедиции особого назначения для перевода отряда кораблей по Беломорско-Балтийскому каналу на Север».

Только-только 2 августа открыли Беломорканал, что связал по рекам северные моря с Балтикой. И так символично, что именно по нему прошли в новые воды первые корабли будущего Северного флота. Параллельно шла работа по выбору главной морской базы. Наконец, 1 июня 1933 года главный штаб РККА издал циркуляр о формировании Северной военной флотилии. Вскоре флотилию переформировали в Северный флот.

Северный флот

Уже спустя 8 лет на его долю выпало первое серьезное испытание. Через его воды пролегала основная трасса конвоев союзников. И совсем как в Первую Мировую войну здесь пришлось отбиваться от атак немецких «морских волков». Но это не помешало провести более 1500 конвоев. Погибло в те годы 10905 моряков Северного флота.

Северный флот

В годы войны и потом, в эпоху противостояния с США, Северный флот невероятно разросся. Дизельные субмарины сменили атомные подводные крейсеры. Именно здесь находится единственный в России тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Девиз Северного флота: «Северный флот не подведет».

Шапочка и тапочки святителя Спиридона

На интересную рубрику >>

На главную страницу сайта - Семья и Вера